|
В новом учебном году военные вузы вновь не станут набирать первокурсников. Министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что за штатом и так находится огромное количество офицеров, судьбой которых необходимо заниматься. Нужно их трудоустроить или переподготовить на другие специальности. О еще одном годе «закрытых дверей» военных вузов - в материале корреспондента радио «Вести ФМ» Инессы Алексеевой.
Алексеева: Армейские и флотские вузы прошлый учебный год проучились без курсантов-первокурсников. Приема не было. Нынешней осенью ситуация, скорее всего, повторится. По словам министра обороны Сердюкова, из-за массового сокращения офицерских должностей в вооруженных силах образовался солидный кадровый резерв. Пополнять эти ряды новыми молодыми офицерами было бы безответственно. Директор правозащитной группы «Гражданин и армия» Сергей Кривенко убежден - без этого решения военная реформа еще больше забуксовала бы.
Кривенко: Худо-бедно, очень тяжело, с большим сопротивлением, тем не менее, она идет. И одним из элементов этой реформы является сокращение количества офицеров по всем категориям. Поэтому надо думать, что это некое такое, с трудом принятое, но очень необходимое решение - просто прервать поток поступления офицеров в военные училища.
Алексеева: Чтобы вновь объявить их набор, генералам из Минобороны необходимо четко понять, сколько вообще офицеров будет нужно армии и флоту в среднесрочной перспективе - лет через пять-шесть. А еще - какие именно специалисты окажутся к тому времени в дефиците.
Кроме того, как замечает Сергей Кривенко, в самих военных вузах уже настала пора обновлять все образовательные программы, которые, к слову, не менялись еще с советского времени.
Кривенко: Не секрет, что очень многие программы сейчас еще нацелены на существование многочисленных внешних врагов, когда у современной России внешних врагов - тех, которые покушаются на целостность страны, фактически нет. Тут необходимо изменение всего этого подхода.
Алексеева: В планах Минобороны - набирать в армию на некоторые офицерские должности выпускников гражданских вузов. Особый почет прогнозируют логистам и программистам. Их в армии - дефицит. Кроме того, выпускники военных училищ, по идее, должны будут показать класс. Быть не хуже выпускников, например, Бауманки. И если они выдержат конкуренцию, то министерство будет самостоятельно готовить таких специалистов. Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко полагает, что подобная задача, скорее, будет по плечу выпускникам военных академий, но стоит ли овчинка выделки?
Коротченко: Возможно, просто заключать контракт с профильными инженерными вузами и получать там необходимые кадры, чем пытаться воспроизвести подготовку таких кадров у себя. Надо смотреть с точки зрения экономической и военной целесообразности.
Алексеева: Отказавшись от приема первокурсников, оборонное ведомство расширило подготовку в своих вузах профессиональных сержантов. В прошлом году этим занимались 11 учебных заведений Минобороны. Однако, из-за того, что правовое положение военнослужащих по призыву не изменилось по сравнению с прошлыми временами, военной полиции пока нет, все основное бремя службы по-прежнему лежит на плечах офицеров, а потому так важна их качественная подготовка, считает Сергей Кривенко.
Кривенко: Хороший офицер - значит, в этом подразделении порядок. Плохой офицер - начинаются проблемы, правонарушения и т.д. А мы видим, что ситуация в армии, к большому сожалению, не улучшается, а ухудшается. В полтора раза, по данным военной прокуратуры, выросло количество правонарушений. То, что раньше называлось дедовщиной.
Алексеева: Опасаться недостатка офицеров не стоит. Только в этом году военные вузы подготовят около 15 тысяч лейтенантов. По столько же - выпуски 2012 и 13 года. Т.е. уже в ближайшее время армия и флот дополнительно получат 45 тысяч молодых офицеров. И каждому необходимо будет заранее найти место службы.
| |