Катастрофы стали глубочайшим потрясением для Страны восходящего солнца. О том, что такое страх и как справиться с паникой в чрезвычайной ситуации, немецкому изданию Spiegel рассказал известный психолог, профессор Геттингенского университета Борвин Банделов.
«Известия» публикуют выдержки из этого интервью.
вопрос: Землетрясение, цунами, авария на АЭС. Как жители Японии могут пережить это тройное бедствие?
Борвин Банделов: Если говорить упрощенно, то испуг бывает двух видов. Один вариант крайне примитивен, не облагорожен, можно сказать, высшим образованием. Речь идет о непосредственной реакции на угрозу - змею, длинный нож или, например, пропасть. Сейчас у тех людей, о которых мы говорим, активирована именно эта система.
в: Выходит, они по большей части заняты тем, чтобы обеспечить себя едой и водой и добраться до сравнительно безопасных мест?
Банделов: Верно. В чрезвычайной ситуации человек переключается на режим выживания. Мозг словно бы возвращается на более низкий уровень развития. Эта функция защищает психику человека. Ему становится хорошо уже просто от того, что удовлетворены его первоначальные потребности - в пище, в воде, в безопасности. Наша, людская, система выживания - просто шедевр. Так уж мы устроены.
в: А мысль об угрозе радиоактивных осадков уходит на задний план?
Банделов: Да, примитивная система страха позволяет не поддаваться мыслям об атомной катастрофе. Все, что мы знаем о радиоактивности и лучевой болезни, завязано на вторую систему - интеллектуальную. По недавним опросам, 70% немцев боятся катастрофы реактора в Германии, сравнимой с тем, что произошла в Японии. Однако такой страх не вызывает приступов паники - вот в чем различие.
в: Какие способы выживания задействуются в этой ситуации?
Банделов: Ну, если еда есть только на одного из десятерых, дело может дойти до рукопашной. Но это, конечно, крайний случай. Все дело - в морали. В Японии люди стараются помочь друг другу. На Гаити в 2010 году после опустошительного землетрясения все было по-другому - насилие стало обычным делом. Что тоже объяснимо - ведь это гораздо более бедная страна.
в: А как людям нужно вести себя, чтобы пережить подобные катастрофы?
Банделов: Человечество научилось достойно справляться с чрезвычайными ситуациями. Стихийно возникает чувство общности, люди помогают друг другу. Справиться с бедой легче всем миром, чем поодиночке.
в: Даже в ситуации, как сейчас в Японии, когда бедствия идут одно за другим?
Банделов: Такого масштабного апокалипсиса не мог бы, наверное, вообразить себе даже режиссер фильма-катастрофы. Однако чувство общности людей очень помогает - это как на войне. Землетрясение в китайской провинции Сычуань в 2008 году унесло жизни почти 70 тысяч человек. В городе Чэнду построили центр для лечения посттравматического стресса. Однако, на удивление, его врачи остались почти без работы. Китайские специалисты изучили эту ситуацию и пришли к выводу - людей от психических травм защитило чувство солидарности.
в: Японцы демонстрируют удивительную дисциплину, умение сдерживать свои эмоции даже в разгар бедствия. Не вредно ли это с медицинской точки зрения - прятать свои эмоции?
Банделов: Я часто бывал в Японии. Западные люди верят: мол, японцы думают и чувствуют совсем по-другому, ведь их лица неподвижны. Однако за этим фасадом им точно так же приходится справляться со своими эмоциями, как и любому человеку на нашей планете в подобной ситуации.
в: Было бы лучше, если бы они показывали, что им больно?
Банделов: Нет, этого ведь тоже по приказу не сделаешь. И культурный контекст остается. Даже во времена кризиса.
Подготовил Василий Воропаев
* * *
Запрет на Чернобыль
В Белоруссии снята с проката российская картина «В субботу», повествующая о чернобыльской катастрофе. Гендиректор «Киновидеопроката» Минского горисполкома Василий Коктыш заявил, что правообладатели не дали разрешения на прокат картины. Также Коктыш добавил, что, по мнению белорусских зрителей, уже посмотревших «В субботу», фильм способен «разочаровать рисковавших жизнью ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС».
В свою очередь, обладатель прав на прокат фильма на территории Белоруссии кинокомпания «Пассажир» утверждает, что заявление Коктыша о том, что дистрибьюторы картины отказали в разрешении на прокат, не соответствует действительности. Поскольку ни один из белорусских прокатчиков не обращался к ним с таким запросом. Представители кинокомпании заявили порталу Openspace: «Очень хочется, чтобы зрители увидели картину сами, а не глазами Василия Коктыша, который, впрочем, тоже ее не видел».
Теперь вместо картины, показанной в основном конкурсе недавнего Берлинского кинофестиваля, белорусский зритель увидит фильм «Ключ саламандры» и триллер «Астрал». Московская премьера картины Миндадзе состоялась 17 марта, в широкий прокат фильм выйдет 24 марта.
Землетрясение в Японии: все новости