|
Рафаэлевская «Дама с единорогом» официально открыла Год Италии в России. Знаменитое полотно, крайне редко покидающее Апеннины, доставлено в Москву правительственным самолетом. В течение недели шедевр будет находиться в итальянской дипмиссии, а в следующую субботу переедет в Государственный музей изобразительных искусств, где пробудет до 10 мая.
Эта дама покидает итальянский музей Боргезе крайне редко, к длительным переездам не привыкла. Но путешествие из Рима в Москву перенесла хорошо. Начальник Управления музеев Рима Росселла Водрэ рассказала: «Мы готовили "Даму с единорогом" к отправке в Москву три месяца. Самым важным было решить, каким образом ее упаковывать. Поместили картину в специальную витрину, где поддерживаются оптимальные для транспортировки условия. На протяжении всего пути она была защищена от перепадов температуры, давления и влажности».
В феврале выставкой произведений Александра Дейнеки в Риме открылся Год России в Италии. Приезд в Москву «Дамы с единорогом» официально открывает Год Италии в России. Министр культуры России Александр Авдеев отметил: «Огромное событие - приезд в Москву еще одного шедевра великого Рафаэля. В российских музеях, по-моему, есть один Рафаэль в Эрмитаже. Нет, два! И есть еще одна картина в одном из провинциальных музеев, которая предположительно принадлежит кисти Рафаэля, но там много вопросов».
Вопрос об авторстве «Дамы с единорогом» был снят относительно недавно. В конце 20-х годов прошлого века итальянский историк искусства Роберто Лонги предположил, что картина принадлежит кисти Рафаэля. Догадку подтвердили исследования, проведенные с помощью рентгеновских лучей. Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. Выяснилось, что сначала это была «Дама с собачкой», а потом поверх собаки появился единорог. Несколько раз переписывались и руки дамы. Кстати, кто она, до сих пор точно не установлено. Существует множество версий и еще больше вопросов. Один из самых провокационных: не слишком ли похожа эта рафаэлевская дама на «Мону Лизу» Леонардо Да Винчи?
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова рассказала: «Это было произведение, которое не могло не произвести впечатления на него. Он был совсем молодой художник. Это 1504 год, он приехал во Флоренцию, оказался рядом с Леоналдо Да Винчи и Микеланджело. Это был короткий период, когда они все трое работали во Флоренции».
В итальянском посольстве «Дама с единорогом» пробудет всего неделю. Уже в следующую субботу ей предстоит совершить очередное путешествие - в Пушкинский музей. Ирина Антонова подтвердила, что там уже все готово к приему этой очень важной персоны.
| |