|
Чаще всего во время выборов граждане жалуются на административный ресурс, говорится в докладе уполномоченного по правам человека.
В своем ежегодном докладе, направленным в Госдуму, омбудсмен Владимир Лукин констатировал, что введение технического контроля за выборами дало положительный результат, однако по-прежнему остаются «слабые места», поскольку процесс автоматизирован не полностью. Доклад о положении дел с соблюдением прав человека российский омбудсмен ежегодно направляет в парламент, президенту России, в правительство, Высший и Конституционный суды. Всего в минувшем году к уполномоченному поступило около 57 тыс. жалоб, больше всего из Центрального федерального округа (34,6% жалоб), реже всего жаловались жители Северо-Кавказского (4,9%) и Дальневосточного (4,3%) федеральных округов. В документе несколько разделов, посвященных нарушениям в той или иной сфере. Один из таких разделов - «Право избирать и быть избранным», в нем проанализирована ситуация за 2010 г. В качестве такого слабого места в докладе приведен пример с системой «ГАС Выборы»: прежде чем попасть в систему протоколы с участковой избирательной комиссии в бумажном виде могут быть «подправлены». Еще одно частое нарушение - отказ вызова в суд в качестве свидетелей тех, чьи подписи в пользу выдвижения кандидата были признаны недействительными. Суды ссылаются на то, что возможность проверки достоверности подписей путем допроса самих избирателей не предусмотрена законодательством. По мнению омбудсмена, несправедливым является закон и мнение Конституционного суда о соответствии конституции нормы, которая запрещает быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса гражданам России, имеющим вид на жительство в других странах. Самая частая жалоба участников предвыборного процесса - административный ресурс. Как пример Лукин приводит ситуацию в Челябинской области, когда глава одного из районов, используя админресурс, бесплатно пользовался эфирным временем и агитировал за самого себя во время мероприятий, организованных за счет муниципалитета. На это Уполномоченному пожаловались местные жители, и он направил материалы в местную прокуратуру. Прокуратура обратилась в суд и регистрация главы этого района как кандидата была отменена. Однако такие примеры принципиальности судов и прокуратуры - редкость, констатируется в документе.
| |