Менее чем через неделю состоится очередное заседание комитета по открытым рынкам Федеральной резервной системы США, от которого ждут ответа на вопрос - как регулятор намерен реагировать на замедление американской экономики. Решение может как задать новые тренды для динамики курса доллара и биржевых индексов, так и подтвердить действующие. Тему продолжит обозреватель «Вести ФМ» Леонид Гурьянов.
После того, как на прошлой неделе глава Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймс Буллард упомянул об опасности дефляции, многие участники рынков ждут от ФРС новых действий по стимулированию американской экономики. О замедлении темпов её роста всё красноречивее свидетельствует статистика. Из последних данных - например, стагнация доходов и расходов населения и падение заказов промышленных предприятий. Аналитики инвестбанка «Номура» не сомневаются - ФРС на следующей неделе так или иначе предпримет новые меры для того, чтобы подстегнуть экономику, которая сама из кризиса выбраться не в состоянии. В арсенале ФРС - снижение ставки по избыточным резервам коммерческих банков на счетах регулятора. Или более радикальный шаг - возобновление выкупа с рынка гособлигаций и ипотечных активов для поддержания ликвидности в надежде на приток средств в реальную экономику. На это вполне могут пойти средства, которые ФРС получает от погашения бумаг, уже находящихся на её балансе, и купонные выплаты. Сокращению дефицита бюджета это не способствует, а значит, доллар останется под давлением. С другой стороны, «накачка» рынка ликвидностью будет означать и дальнейший рост фондовых индексов. В долгосрочной перспективе многие экономисты считают такую политику тупиковой, но пока положение США таково, что продавать свои долги они вполне смогут, отмечает начальник аналитического управления инвестиционной группы «Алемар» Василий Конузин.
«Казначейские облигации являются безальтернативным защитным активом, потому что и в Европе есть свои проблемы, и в Японии. Думаю, что здесь США будут решать свои экономические проблемы путём "накачки" рынка ликвидностью, не заботясь о том, как это повлияет на их долговую нагрузку. После того, как экономика начнёт всё-таки набирать ход и мы увидим подтверждение по данным с рынка труда, ФРС, безусловно, начнёт потихоньку сжимать свои аппетиты в плане займов. Этот процесс будет эволюционным и может растянуться, возможно, на десятилетия», - считает Конузин.
Впрочем, как всегда в преддверии заседаний ФРС, прогнозы аналитиков относительно её действий разнятся. Управляющий фондом Valars Management Антон Манаев считает, что возобновления количественного смягчения не последует - для этого нужны более веские причины.
«Пока мы не увидим повторения отрицательных чисел по росту ВВП и значительного ухудшения по финансовым результатам американских корпораций, новые действия ФРС будут чрезмерными. Инфляция тоже будет давить на все субъекты экономики. Я думаю, что они не будут спешить с инфляционным сценарием. Верхушка Штатов будет придерживаться увеличения бюджетных расходов, но не монетарного смягчения», - размышляет Манаев.
Наиболее очевидные последствия невмешательства ФРС на данном этапе - коррекция на американских фондовых площадках и в паре евро-доллар, отмечает Антон Манаев.
«Возможно, что мы увидим новые минимумы до конца года. Все те разговоры о том, что количественное смягчение идёт только в Штатах, слишком натянуты. Как мы уже неоднократно видели, краткосрочное рефинансирование банковских кредитов в Европе происходит, возможно, не так публично. Поэтому уровень до 1-35 является максимальным за ближайший год. Я думаю, что в ближайшее время мы увидим разворот по паре. Что касается фондового рынка, осенью, самое позднее - зимой, мы увидим достаточно резкое снижение», - утверждает Манаев.
Некоторая ясность относительно возможных действий ФРС может появиться и до её заседания - в пятницу выходят июльские данные по безработице. Ожидается, что ситуация продолжит ухудшаться и безработица вырастет до 9,6%. Именно показатели рынка труда глава ФРС Бен Бернанке называл важнейшим фактором при принятии решения о новой помощи экономике.
Посмотреть курс валют