|
Лига Арабских государств, которая поддерживает союзников в проекте восстановления бесполетной зоны над Ливией, подвергло критике действия коалиции. Как полагает генеральный секретарь Амр Муса, удары коалиции выходят за пределы миссии, о которой изначально просила региональная организация, ведут к потерям среди мирного населения. О ходе военной операции и ее целях и сценарии в эфире «Вестей ФМ» рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
«Вести ФМ»: Скажите, можно ли подводить первые итоги операции, удается ли силам коалиции реализовать запланированный сценарий?
Пухов: Совершенно очевидно, что все развивается по сходным сценариям, то, что было отработано и в 1991 году во время операции «Буря в пустыне», отчасти это было отработано в Боснии в середине 90-х годов, когда бомбили сербов вокруг Сараева. И, собственно говоря, вершина этой стратегии, которая реализована ударами с воздуха, была продемонстрирована в Югославии в марте-апреле 1999 года и 8 лет назад в Ираке, поэтому, в принципе, все развивается примерно по тому же сценарию, и я думаю, что, в принципе, коалиция «дожмет» Каддафи и режим падет.
«Вести ФМ»: Руслан, сегодня стало понятно, что, в общем-то, цели, которые ставят перед собой силы Запада, довольно размыты. Вот, представители коалиции заявили, что не собираются ликвидировать самого Каддафи, а хотят лишь защитить мирных жителей. Возможно ли вообще, на ваш взгляд, с помощью воздушных ударов и такой воздушной блокады достичь этих целей?
Пухов: Вы знаете, Жан Жак Руссо в свое время говорил: «Пообещать жениться - это еще не идти под венец». Так и здесь. Говорить можно одно. Совершенно очевидно, как только пошла речь о введении этих санитарных зон в воздухе, запретительных зон для полетов Каддафи, что коалиция на этом не остановится. И в этом смысле, конечно, наша позиция выглядит очень двусмысленно. С одной стороны, мы объявляем Каддафи персоной нон-грата, мы поддерживаем коалицию, в тоже время мы в какой-то момент даем тормоз и начинаем пытаться сдержать операцию. В результате мы и в глазах арабского мира не наберем очков, да и с Западом, в общем-то, продолжения «перезагрузки» не получится. Поэтому мне кажется, что в результате этого кризиса Россия окажется одной из самых проигравших, не наберет дивидендов ни в одном случае, как помните, с медведем - вершки и корешки в одном и другом случае.
«Вести ФМ»: Вы считаете, что коалиция не остановится на воздушной блокаде, вы думаете, что все-таки будет наземная операция?
Пухов: Вы знаете, вполне возможно, что наземная операция не потребуется в таком классическом смысле слова, как это было в Ираке. То есть, безусловно, когда основные силы Каддафи будут с воздуха, особенно техника, уничтожены. Во-первых, ряды оппозиции будут множиться, они смогут пойти в наступление на «родовое гнездо» Каддафи и на Триполи, или смогут помогать какие-то группы спецназа, например, захватывать ключевые объекты инфраструктуры, то есть какие-то спецназы стран - американские, британские, французские.
| |