|
МОСКВА, 21 марта. Многие крупнейшие рекламодатели, в том числе Unilever, Reckitt Benckiser, «Вимм-Билль-Данн», МТС и «МегаФон», в 2010 году сократили свои бюджеты на фоне общего роста рынка, пишет сегодня газета «Коммерсант».
Как отмечает издание, отраслевое интернет-издание AdIndex при поддержке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и исследовательских компаний TNS Russia и «ЭСПАР-Аналитик» подсчитало специально для «Ъ» бюджеты рекламодателей. По итогам 2010 года крупнейшим заказчиком рекламы вновь оказалась транснациональная компания Procter & Gamble с бюджетом 7,55 млрд рублей с НДС, из которых почти 6,29 млрд рублей пришлось на ТВ.
AdIndex оценивает бюджеты только в четырех медиа, где сегодня есть независимый мониторинг: на ТВ, радио, в прессе и наружной рекламе. Специальная методика согласована АКАР и учитывает экспертные оценки шести крупнейших отечественных коммуникационных групп. Полностью методика и весь рейтинг опубликованы на сайте AdIndex.
В прошлом году отечественный рекламный рынок восстанавливался после кризиса. В 2009 году затраты на рекламу в упомянутых медиа снизились на 30%, до 192,1 млрд рублей, в 2010-м - уже выросли на 13%, почти до 217,6 млрд рублей. Но если характерной особенностью 2009 года стало как раз увеличение крупнейшими рекламодателями своих бюджетов на фоне общего падения рынка, то в 2010 году 8 из 25 крупнейших заказчиков рекламы, наоборот, снизили свои расходы, а на отдельно взятом ТВ бюджеты уменьшили и вовсе 11 компаний.
В целом эти выводы подтверждают и в аналитическом центре «Видео Интернешнл» (АЦВИ). Его директор по маркетинговым исследованиям Сергей Веселов признает, что на федеральном ТВ доля «крупняка» действительно резко выросла в 2009 году и несколько снизилась в 2010-м, хотя все равно оставалась выше 2008 года. По данным АЦВИ, в 2010 году сократили свою активность в целом сотовые операторы (на 5%, до 5,4 млрд рублей), пивовары (на 12%, до 3,2 млрд рублей), производители прохладительных напитков (на 5%, до 2,6 млрд рублей).
В оценке МТС специалисты AdIndex указали верно только один тренд - сокращение телевизионного бюджета, настаивает пресс-секретарь оператора Ирина Осадчая. Она уточняет, что снижение затрат на телерекламу в 2010 году было не таким существенным, как указывает AdIndex (на 23%, до 2,12 млрд рублей). В «МегаФоне» подтверждают зафиксированное AdIndex уменьшение в прошлом году бюджетов на ТВ, радио и в прессе. Компания может позволить себе такое снижение без ущерба для своих финансовых показателей, отмечает пресс-секретарь «МегаФона» Юлия Дорохина. В 2010 году выручка оператора по МСФО выросла на 18%, до 215,5 млрд рублей.
В предыдущем десятилетии, сразу после августовского дефолта 1998 года крупнейшие рекламодатели резко сократили свои бюджеты, и потом им, как ранее напоминали в АЦВИ, понадобились годы, чтобы вернуть утраченные рыночные позиции. Поэтому во время следующего кризиса, в 2009 году, эти рекламодатели наращивали свою активность либо сокращали ее минимально. В более благополучном 2010 году, как свидетельствует рейтинг AdIndex, такая необходимость уже отпала.
| |