|
Все рассуждения по поводу военной операции в Ливии при всей изощренности и аргументированности, тем не менее, не отвечают на самый важный вопрос, пишет The New York Times. Так и не не ясно, затеяно ли это все только, чтобы защитить несчастных ливийцев от правительственных войск, или конечной целью операции определено практическое воплощение тезиса Обамы - «Каддафи должен уйти»?
«Наша цель - не Каддафи», - заявил в субботу в Пентагоне вице-адмирал Уильям Гортни. При этом информационные сводки из Триполи в тот же день сообщали, что со стороны укрепленной резиденции Каддафи был слышен мощный взрыв, а над самой резиденцией вьется дым.
Это четкий сигнал, что, несмотря на официальные меморандумы о намерениях, удары Британии, Франции и США, начавшиеся в субботу, вполне могут быть направлены против правительства Каддафи и его самого.
С того времени, когда Каддафи впервые открыл огонь по повстанцам, прошло 22 дня, прежде чем ООН, наконец, санкционировала удары союзников. Когда «томагавки» подлетали к своим целям, войска Каддафи, усиленные наемниками, выдавили повстанцев с окраин Триполи и погнали их в сторону Бенгази - последнего оплота восставших. Правительственные силы были очень близки к тому, чтобы взять непокорный город.
Именно такой расклад был на тот момент, когда ракеты коалиции достигли целей. И вот правительственные силы на подходах к Бенгази приведены в расстройство, а у повстанцев появилось время перегруппироваться.
«Надеюсь, все произошло не слишком поздно, - говорит сенатор-республиканец от штата Аризона Джон Маккейн. - Конечно, если бы мы предприняли эти шаги пару недель назад, введения бесполетной зоны было бы вполне достаточно. Теперь этого недостаточно - могут потребоваться дополнительные усилия».
Эксперты по региону и даже некоторые чиновники администрации признают, что принудить полковника Каддафи уйти было бы гораздо легче, если бы теперешние удары были нанесены, когда повстанцы удерживали под свои контролем гораздо большую территорию.
А для Обамы, жестко заявившего, что полковник Каддафи окончательно утратил легитимность, главная загвоздка в том, что мандат, выданный ООН, не направлен против Каддафи - в частности, не предполагает его смещения. Таким образом, Барак Обама формулирует задачу следующим образом: использовать силу, чтобы защитить ливийцев и открыть дорогу гуманитарной помощи.
В воскресенье адмирал Майкл Маллен заявил, что смена режима в Ливии не является целью военной операции. «Конечно, цели данной компании сейчас ограниченны, и никто не заводить речь о том, чтобы он (Каддафи) ушел, - сказал Маллен. - Речь идет только о выполнении резолюции ООН, предполагающей уменьшить возможности полковника Каддафи убивать своих собственных граждан, а в идеале свести эти возможности к нулю». Когда адмирала спросили в лоб, возможно ли, чтобы после выполнения миссии Каддафи остался у власти, он ответил, что «это, безусловно, один из возможных вариантов развития событий». Однако он не уточнил, что должны будут делать повстанцы под защитным зонтиком альянса.
Конечно, полковник Каддафи - не мишень. Однако показательно следующее высказывание вице-адмирала Гортни. «Если он вдруг окажется в том самом месте - скажем, будет инспектировать свои ракеты класса "земля-воздух" - и мы не будем знать, там оно или нет, то...», - Гортни не закончил фразу.
| |