|
Мундир придворного скорохода, парадный. Кафтан, жилет, штаны, юбка, эполет с аксельбантом, а рядом костюм придворного арапа и бальные платья из Эрмитажного собрания.
Тут же - ломберный столик с колодой из коллекции Петергофа, где несколько лет назад был создан музей игральных карт. Подобных музеев в мире всего пять. Карты, как черта русского характера: ни в Италии, ни во Франции, откуда они пришли в Россию, так с чисто русским размахом и азартом, не играли.
«Из-за карт стрелялись, из-за карт разорялись. Из-за карт разыгрывались всевозможные драмы и трагедии. Из-за карт были великие взлёт и великие падения. Поэтому карточная игра даёт возможность рассказать об очень многом», - отмечает директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.
Как, собственно, и вся выставка, добавляет культуролог. Русская архитектура показана через блистательные гравюры из Эрмитажа. Русский быт - через те же карнавальные платья и деревенскую одежду: сарафан, моршень, шугай, надеваемые по праздникам, каковым и была Масленица, широко представленная на этой выставке под названием «Русская зима» в Национальном этнографическом музее Рима.
«Русская зима приносит несчастье, такое есть представление у иностранцев. А я хотела сказать, что нет: мы адаптировались, мы живём, мы любим зиму, мы её почитаем. Да, холодно, мы ждём весны. И заканчивается это ожидание масленицей, праздником языческим, весёлым», - говорит директор Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства и художественный руководитель фестиваля «Русская зима» Наталья Метелица.
Сани расписные, сани детские, просто «саночки». Ожившая картина Бориса Кустодиева из Русского музея так и называется «Масленица».
«Здесь мы просто моделируем, воспроизводим то, что в действительности имело место», - поясняет директор Российского Этнографического музея Владимир Грусман.
«Интересную задумку наших российских друзей мы постарались не испортить. Пожалуй, это была главная задача. Музей оказался не очень готов ко всем фантазиям российских коллег, хотя мы старались использовать технические возможности музея по максимуму, чтобы каждый экспонат мог быть оценен по достоинству. Это оказалось непросто. Я многому научился. Думаю, этот опыт можно будет использовать и в дальнейшем», - надеется архитектор, технический директор выставки «Русская зима» Аннино Изола.
Шесть санкт-петербургских музеев предоставили три сотни предметов для выставки, что разместилась в легендарном здании. Оно, огромное, с колоннами, с имперским размахом было спроектированное по приказу Бенито Муссолини. «Рим, - говорил дуче, начиная строительство грандиозного комплекса, - должен удивить весь мир».
«Римский карнавал, переставший существовать 100 лет назад, некогда был не менее популярным, чем Венецианский. Администрация Рима решила возродить традиции. Теперь мы каждый год устраиваем народные гуляния и приглашаем участвовать в них какой-нибудь иностранный город. На этот раз - Санкт-Петербург. Впервые римская публика знакомится с языческими традициями России, которые, оказывается, в чём-то близки нашим, итальянским. Во время Римского карнавала, например, тоже сжигали чучело», - замечает перекличку двух культур депутат парламента и директор Римского карнавала Федерико Молликоне.
Представитель римской администрации рассказывает о том, что ещё, кроме выставки, привезли из Санкт-Петербурга - театрализованное представление с медведем и силачами, концерт с неизменной в таких случаях «Калинкой-малинкой».
«Замечательная инициатива, - оценил это итальянец, уже примеривший на себя карнавальную маску. - Мы думали, русские другие - закрытые, сердитые, а оказалось, душевные, весёлые».
«Русские умеют повеселиться от души!» - восхищается молодая римлянка.
«Интересно посмотреть российский фольклор, музыкальные инструменты. Наши праздники очень похожи! - с восторгом отзывается ещё один итальянский зритель карнавала. - Если ещё раз здесь будет что-то подобное, я обязательно приду!»
| |