|
Силовая операция против Ливии поставила больше вопросов, чем дала ответов. Американские военные заявляют, что не собираются смещать Каддафи.
При этом некоторые европейские политики мечтают отдать Каддафи под суд. Сам он не сдается, грозит затяжной войной и обещает превратить туристическое средиземноморье в зону военных действий. Какой сценарий развития событий ждет Ливию, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Ольга Беляева.
Когда лидер сидит на своем посту 42 года, число недовольных неудержимо множится, поэтому, даже если бы Каддафи взял Бенгази - оплот восставших, конфликт не прекратился бы, и вмешательство международных сил было предопределено. Однако эксперты отмечают, что у коалиции нет четкого плана военных действий после эффектных бомбардировок. Силы Запада рассчитывают на оппозицию, предполагает директор Центра стратегии и технологии Руслан Пухов.
«Вполне возможно, что наземной операции не потребуется в классическом смысле слова, как это было в Ираке. Ряды оппозиции будут множиться, они могут пойти в наступление на родовое гнездо Каддафи - на Триполи. Им могут помогать какие-то силы спецназа. Цели Франции и Великобритании - дожать Каддафи», - комментирует Пухов.
Один из ведущих специалистов Великобритании Джон Никол заявил, что Запад ждет массового дезертирства из армии Каддафи, в результате чего режим развалится сам собой. Это утверждение не лишено оснований, соглашается Руслан Пухов, и рассказывает о слабых сторонах армии Каддафи.
«Армия состоит из тех или иных кланов, племен. Каддафи не доверял своей армии полностью. Поэтому часть министров сейчас уже в оппозиции», - поясняет Пухов.
Но это вовсе не означает, что оппозиция готова броситься в объятия Запада, подчеркивает председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль.
«Те, кто там собрались защищать этот оплот, выходят на улицы на молитву, кричат "Аллах Акбар!". Они абсолютно не заинтересованы в дружбе с Западом. Они лишь ждут помощи по приходу к власти», - отмечает Джемаль.
За 42 года своего правления Каддафи умудрился рассориться почти со всем арабским миром, поэтому коалицию поддержали ведущие страны региона, прежде всего - Катар и Арабские Эмираты. Ливию сдали легко, замечает директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
«Каддафи успел обидеть всех. Его никто в арабском мире не любят. Представьте себе человека с экспрессией Владимира Жириновского, у которого ежегодно оказывается по десятку миллиардов долларов. А под ним - хорошо вооруженная страна. Чего это он будет с кем-то считаться?», - поясняет Сатановский.
Уверенности Каддафи придает нефть. Ливия является 12-м по объемам продаж мировым экспортером нефти. Военные действия резко сократили ее добычу и повысили цену марки Brent до 120 долларов за баррель. Страны ОПЕК обещали компенсировать объемы добычи. Но это было бы просто в условиях мирного времени, подчеркивает директор Центра «Партнерство цивилизаций» МГИМО Вениамин Попов.
«По сути, на карте земного шара появляется новый горячий конфликт, который грозит серьезными последствиями, потому что Ливия - нефтяная страна. Такой крупномасштабный конфликт будет иметь последствия и для нефтяного рынка, и для ситуации в арабском мире, и для ситуации в Средиземноморье», - отмечает Попов.
Поэтому, наверное, страны, отказавшиеся от участия в силовой операции, мотивировали это во многом экономическими соображениями. Так, Китай активно интересуется Африканским континентом, а 33 тысячи китайских специалистов не только работают на нефтяных разработках Ливии, но и строят железные дороги, проводят коммуникации, орошают Сахару.
Помимо Китая, от участия в военной операции воздержались Индия, Россия, Германия. Это свидетельствует о том, что решение ливийской проблемы за столом переговоров - один из реальных путей выхода из создавшегося военно-политического кризиса.
| |