|
К этому может привести скачок мировых цен на нефть.
Скачок мировых цен на нефть может вызвать новый виток роста внутренних цен на нефтепродукты. За минувшую неделю, по данным ИАЦ «Кортес», высокооктановые бензины в среднем по России подорожали на 0,3-0,4%, летнее дизельное топливо - на 0,5%, а зимнее подешевело на 0,4%. На АЗС цены практически не изменились, но эксперты отмечают тревожные симптомы. В частности, экспортные эквиваленты российских цен (за вычетом пошлин и транспортных расходов) уже месяц превышают внутренние оптовые цены. Бензин Аи-92 18 марта в европейской части России стоил 25 260 руб./т, а его расчетная цена в Северо-Западной Европе и Средиземноморье превышала 27 000 руб./т; летнее дизтопливо - 21 710 против 24 700 и 23 710 руб./т. Последние год-два картина была иной: внутренние цены неизменно превышали экспортные. Лишь в начале прошлого года, после длинных каникул, экспортный эквивалент превышал внутреннюю цену по высокооктановому бензину на 1100-1500 руб. Тогда российские нефтяники очень быстро нагнали европейские цены, а потом и перегнали их. То же может произойти и теперь, полагает заместитель директора ИАЦ «Кортес» по развитию Павел Строков, но прогнозировать конкретные сроки и размер повышения цен затрудняется. Высокая привлекательность экспорта может оголить внутренний рынок, на котором уже практически нет объемов в свободной продаже, отмечает эксперт. В прошлом году в ходе дискуссии по поводу формулы справедливой цены на нефтепродукты нефтяные компании настаивали на том, что экспорт и внутренние поставки должны быть равнодоходными. С ними согласилась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но сейчас замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин не видит необходимости поднимать цены до экспортного эквивалента - кратковременные отклонения от этого принципа вполне допустимы. В апреле ФАС начнет рассматривать уже третьи по счету дела, заведенные в отношении «Лукойла», «Роснефти» и «Газпром нефти», напомнил Голомолзин.
| |