|
Юнус Махмудов, отработав на стройке, спешит за парту. Раз в неделю он изучает русский язык. В Заречном живет уже не первый год, но язык так и не освоил. Говорит, от узбекского слишком сильно отличается.
Махмудов: Женский род, мужской род, и средний род, для нас это вот сложно это разбирать.
В классе пятнадцать учеников. Самому младшему девять лет. Мальчик совсем не говорит по-русски. Остальные объясняться могут. Теперь надеются, что на курсах их научат правильному произношению и письму. Татьяна Подуровская работает учительницей начальных классов. Когда ей предложили преподавать русский как иностранный, растерялась. Рассказывает, перерыла Интернет в поисках методик. Нашла и самостоятельно освоила.
Подуровская: Я с детишками сильно устаю, а со взрослыми отдыхаю, они дисциплинированные, с удовольствием работают у них такая высокая мотивация если честно.
Центр по обучению трудовых мигрантов единственный на Урале. Существует на деньги Германии. Планировалось, что здесь будут обучать русскому переселенцев из Европы. Но таковых в городе Заречный не нашлось, и уральцы уговорили немцев обратить внимание на выходцев из Средней Азии. Председатель общественной организации Леонид Гришин тогда пустил в ход все свое красноречие.
Гришин: Так как мы живем вместе с ними, так как общаемся с ними, хочется чтобы они говорили нормально, чтобы они понимали нас а мы понимали их.
Кроме уроков русского иностранцам преподают уроки культуры. Рассказывают, почему, например, в России девушки не стесняются носить короткие юбки. Но куда более ценная информация для гастарбайтеров - это правила общения с полицейскими, сумма штрафа за нелегальное пребывание на территории России и прейскурант медицинских услуг. Эти данные настолько востребованы, что в центре даже напечатали памятки - на четырех языках. Слушатели раздают их своим коллегам на стройках.
| |