|
Многие эксперты считают, что борьба в Ливии идет прежде всего за энергетические ресурсы страны. На связи со студией «Вестей ФМ» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Вести ФМ»: Константин, можно ли говорить о том, что представители западной коалиции имеют четкий план действий и знают, какого результата они хотят добиться?
Симонов: Думаю, что никакого плана нет. И мы видим, что на самом деле сразу же после начала, как угодно это назовите, революции или вооруженного сопротивления режиму Каддафи со стороны недовольных его действиями внутри страны, мы увидели, что западные государства оказались в растерянности и совершенно не знали, что им делать. И также достаточно неожиданным был перехват инициативы внутри государства со стороны Каддафи, потому что вроде как ему уже выразили недоверие, ожидая, что вот-вот его режим будет сметен, а тут оказалось, что он сможет вернуть себе контроль, и в этой ситуации мы видим, что несколько дней не знали, что делать. И мне кажется, что сейчас никакого четкого плана нет, хотя мы все прекрасно понимаем, что сказав «а», нужно говорить и «б». Я абсолютно убежден, что без наземной операции там не обойдется, потому что, конечно, «Томагавки» - все это замечательно, но все-таки у Каддафи - я не беру сейчас в расчет обещание раздать оружие мирному населению - есть 12-15 тысяч войск, которые до сих пор ему пока еще верны и которые не разбежались под первыми ударами «Томагавков», поэтому все равно наземную операцию вести придется. А дальше, в принципе, мы прекрасно знаем, чем все это закончится. По крайней мере, бескровно это точно не будет. Но еще раз повторю, мне кажется, что четкого понимания того, что же делать в сложившейся ситуации, у войск коалиции совершенно нет.
«Вести ФМ»: А вот в этой ситуации удастся ли обеспечить бесперебойные поставки нефти из Ливии?
Симонов: Ну, бесперебойные поставки нефти из Ливии в условиях войны обеспечить, естественно, не удастся. Мы все прекрасно знаем уже статистику, что добыча нефти в Ливии уже резко сократилась, поэтому сейчас говорить о бесперебойных поставках нефти из Ливии не приходится. Другое дело, что мы все прекрасно знаем, что на самом деле, конечно же, Ливию сегодня заменить на мировом рынке нефти и тем более газа не так и сложно, потому что одна Саудовская Аравия имеет возможности нарастить добычу и компенсировать недопоставки нефти со стороны Ливии, потому что уже широко эти цифры известны, что, в общем-то, на долю Ливии приходится полтора-два процента от мирового рынка нефти. В общем-то, сейчас только одна Саудовская Аравия способна, в общем-то, Ливию на этом рынке заменить, поэтому здесь никакой катастрофы для мирового рынка не произошло, тем более, что Ливия выбыла, не знаю уж, временно или на достаточно длительную перспективу из мирового рынка нефти уже в начале внутреннего конфликта, еще это произошло до атаки ракетами ливийской территории, до введения как раз этого режима жестких санкций на полеты над Ливией. Что касается газа, напомню, Ливия сегодня поставляет газ исключительно в Италию, естественно, тоже никаких поставок газа сегодня Ливия не ведет. Там объем для Италии достаточно солидный, но здесь тоже уже не Саудовская Аравия, а Россия вполне способна этот объем компенсировать.
| |