|
Свой День Рождения он всегда отмечал одинаково. Приглашал друзей в мастерскую, показывал новые работы. У художника Александра Лабаса было много выставок, но о главной - в Третьяковской галерее - только мечтал.
Как рассказала племянница художника Ольга Бескина-Лабас, это было его мечтой, причем, мечтой недосягаемой, потому что Лабас никогда не был официальным художником. «В 20-30-е годы он, несмотря на молодость, был ведущим художником молодой страны. Но потом долгие десятилетия он был художником неформальным, обвиненным в формализме», - сетует племянница.
Художник-авангардист Александр Лабас закончил Строгановку, потом ВХУТЕМАС. Учился у Кандинского и Малевича. Был живописцем, графиком, театральным художником, скульптором. Его самую знаменитую скульптуру «Электрическая Венера», сделанную в 1930 году и потом утерянную, восстановили по фотографиям специально для этой выставки.
Однако добиться полной аутентичности не получилось, отмечает художник-технолог ВХУТЕМАСа XXI век Ксения Савенкова. «У нас были только более современные материалы, - объяснила она. - Было написано, что это была фигура из стекла, дерева и железа. Мы стекло заменили альтернативным пластиком, он более легкий и менее травмоопасный», - уточнила Савенкова.
«Электрическую Венеру» пресса тогда называла символом нового искусства. Но визитной карточкой Лабаса стала тема движения в пространстве. Двадцатые годы - золотой век авиации. Технический прогресс вскружил голову. Рисовать самолеты нигде не учили. Сам стал пассажиром, попал в авиакатастрофу, чудом остался жив и тут же сел в кресло снова, не испугался, потому что обязательно должен был понять, как красками передать ощущение полета и большой скорости.
«Как показать движение в полете? Движение не только машины, самолета, дирижабля, а состояние человека. И даже, когда люди находятся в состоянии покоя, он методом своего мазка, своей руки, все-таки оставляет нам ощущение вибрации», - рассуждает куратор выставки Любовь Пчелкина.
Технический прогресс вдохновил его и на серию «Жители отдаленных планет». Лабас нарисовал инопланетян задолго до первого полета человека в космос. Есть в этой серии и картины, на которых изображена почти историческая хроника начала 30-х: строительство московского метро в карандаше. И уже маслом - первые пассажиры на эскалаторе в 1935 году.
«Сейчас, когда мы сходим с эскалатора, мы не будем останавливаться и восхищаться вот этой большой глубиной, высотой движущейся лестницы. Здесь же мы видим группу людей, которые только что сошли, вот они как раз занимаются созерцанием всего происходящего. Народу еще не так много», - отмечает куратор выставки Любовь Пчелкина.
Всего на выставке 150 картин. И еще около трехсот в электронном каталоге. В нем есть автопортреты, архитектурные фантазии, зарисовки и, конечно, иллюстрации: к «Мертвым душам» Гоголя, к поэме Блока «12». Кстати, иллюстрации Александра Лабаса демонстрируются широкой публике впервые. Он всю жизнь не выпускал кисти из рук. В последнее свое лето 1983-го рисовал пейзажи. На них - романтичная природа и обязательно дорога, уходящая вдаль.
| |