|
Харьковский филиал Института Горшенина в рамках спецпроекта «Прогнозы экономического развития региона на 2011 год» поинтересовался мнением специалиста относительно ситуации на жилищном рынке Украины.
О перспективах этого рынка, ценах на недвижимость и тарифах ЖКХ рассказал заместитель председателя постоянной комиссии Харьковского горсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и инженерной инфраструктуры города, гендиректор ОАО ИСК «Авантаж» Анатолий Денисенко.
- Нынешний год многие эксперты характеризуют как период отложенного спроса на недвижимость. Каким образом эта ситуация сказывается на строительстве?
- У нас отложенный спрос формируется на протяжении последних ста лет. Если взять среднее количество жилой площади на душу населения, то она в пять раз меньше, чем в любой нормальной стране. Поэтому я бы не говорил об отложенном спросе - он настолько велик, что отклонения на 5% в ту или другую сторону - несущественно. Экономический кризис и мировые конъюнктуры рынка повлияли на экономику Украины и на уровень доходов граждан, а банковская система не в состоянии обеспечить людей ипотекой. Все эти причины снизили спрос на недвижимость, и сейчас он минимален. Из-за низкого спроса с рынка ушли все непрофессиональные игроки. Несколько лет назад модно было заниматься строительством, и до кризиса в Харькове было 25-30 строительных компаний.
- А сколько компаний ушло?
- Практически все. На рынке остались только профессиональные компании.
- Можете перечислить?
- Остался «Жилстрой-1», «Жилстрой-2», «Куряжский ДСК», «Авантаж» и еще 2-3 компании. Было 30.
- Какие шаги предпринимает «Авантаж», чтобы привлечь покупателя после трех кризисных лет?
- В условиях, когда спрос минимален задача компании - делать наиболее востребованный и приемлемый продукт. Во-первых, мы пересмотрели все свои проекты, и скорректировали их таким образом, чтобы они были наиболее востребованы нашими клиентами.
- Это касается и цены?
- Понимаете, цена - это производное, она складывается из определенных составляющих. Мы работаем над составляющими таким образом, чтобы они уменьшали стоимость жилья. Принято говорить о квадратных метрах, но люди живут не в них, а в квартирах. Поэтому мы сокращаем площадь жилья, чтобы купить его было под силу, а также ищем свободные ниши на рынке. Компания «Авантаж» отличается от других тем, что мы ориентированы исключительно рыночно - то есть вообще не работаем с бюджетными программами. Есть определенный продукт, и есть потенциальный покупатель. Есть определенная группа людей, которая в состоянии купить себе квартиру. Наша задача - найти эту группу и сделать для них продукт. Вот такие совершенно не хитрые, понятные любому капиталисту вещи.
- Какие группы людей сейчас вышли на первый план - покупатели эконом-класса, бизнес-класса?
- Начнем с того, что такое эконом-класс. Часто такое жилье связывают с понятием «доступное жилье» и той проблемой, которую должно решать государство. Дешевое жилье или эконом-класс востребовано людьми, у которых очень низкий доход. И они не могут купить квартиру ни за 100 тысяч долларов, ни за 50, ни за 20. У них просто нет денег. Поэтому мы ориентируемся не на тех людей, которым жилье очень нужно, но они не имеют возможности его купить, а на тех, которые могут. В данный момент мы просто не можем предоставить людям такие рассрочки, как раньше, потому что есть проблема с кредитованием, а цена квадратного метра и так низкая - ниже себестоимости или равна ей. Мы можем предоставить рассрочку, но на очень непродолжительный срок.
- Как Вы считаете, какие сейчас самые ходовые квартиры - однокомнатные, двухкомнатные?
- Понимаете, «горячих пирожков» сейчас нет. И сказать, что какие-то квартиры самые ходовые, я бы не рискнул. Покупаются те квартиры, которые нужны конкретной семье. Сейчас нет определенного тренда. Раньше покупка квартиры была объектом инвестиций, но теперь этот сегмент ушел. Недвижимость не интересна людям, как инвестиция в краткосрочной перспективе. Но, я уверен, через пять лет цены на нее существенно поднимутся.
- Насколько она подорожает?
- Я считаю, квадратный метр будет дороже в два-три раза.
- Правильно ли я поняла, что Ваша компания в программе «Доступное жилье» не участвует?
- Программа «Доступное жилье» - государственная. Мы в ней участвуем, строя жилье. Человек, который стоит в очереди на квартиру и имеет какую-то сумму денег, может купить квартиру у нас или у «Жилстрой-1», или у «Жистрой-2», а государство ему компенсирует часть стоимости этой квартиры. Компании просто предлагают квартиры. Предположительно, на Харьковскую область в этом году будет выделено около 30 миллионов гривень. 30 миллионов гривень - от государства плюс 70 - от желающих купить квартиру, получается 100 миллионов. Это стоимость одного дома на 100-150 квартир. По сути, программа - классная, но она не решает всех проблем.
- Недавно Верховная Рада приняла Закон «О регулировании градостроительной деятельности», упрощающий разрешительную процедуру строительства. По Вашему мнению, через сколько времени его механизмы заработают?
- Это долгожданный закон. Мы получим возможность сократить время согласования наших проектов - с 460 до 90 дней - и ввода объектов в эксплуатацию, а также существенно сократить контакты с контролирующими инстанциями. Также до 23-х уменьшилось количество разрешений. Это огромный плюс. Для того чтобы он в полной мере заработал, министерства и ведомства должны разработать все нормативные документы, такие как формы заявлений и так далее. Думаю, это произойдет месяца через два.
- Насколько привлекательным с точки зрения инвестиций Вы считаете строительную отрасль, в Харькове в частности? Сами Вы их привлекаете?
- Инвестиции можем привлекать только мы сами. Наша задача - правильно определить, что и в каком месте нужно строить, чтобы был максимальный эффект, в том числе экономический, и выбрать правильный способ финансирования. Ведь почему отрасль стоит? Строительство - это индикатор состояния всех макроэкономических процессов. В хорошей экономической среде, когда у всех есть работа, люди хотят и могут улучшить свое жилищное положение, а предприятия - построить себе новое здание или производственные цеха, строительство развивается. В данной ситуации, к сожалению, этого не наблюдается. Основным двигателем развития строительной отрасли области сейчас выступает государство - инфраструктурные проекты, поддержание того хозяйства, которое уже есть. Государство пытается дать «кислород» в отрасль, чтобы были подряды. Приняв новый закон, власти также стимулируют интерес иностранных инвесторов к стране сточки зрения разрешительной системы. Однако важны и техникоэкономические показатели. В этой сфере у нас пока не все так хорошо - деньги в стране дорогие, а строительство - это очень емкий процесс, как финансово, так и по времени. Соответственно большого интереса со стороны инвесторов, как внутренних, так и внешних, сейчас к строительным объектам не наблюдается.
- Каким будет 2011 год для отрасли? Ваш прогноз.
| |