|
Американский президент Барак Обама публично заявил, что США не планируют оказывать военную помощь ливийским повстанцам. В Америке же все громче звучат вопросы - кто же они, эти повстанцы, и смогут ли они взять контроль в своей стране без наземной операции, то есть на голом энтузиазме? С подробностями - собственный корреспондент радио «Вести ФМ» в США Елена Соколова.
«Мы надеемся, что когда мы расчистим пространство, повстанцы начнут обсуждение - как им организоваться и как донести свои чаяния до народа Ливии», - это слова американского президента Барака Обамы в интервью телекомпании CNN. Фактически американский лидер признается, что его советники пока плохо представляют - кто же они, ливийские повстанцы, каковы их убеждения и каким образом власть в Ливии перейдет к повстанцам, даже если международная коалиция подавит с воздуха все военные инициативы войск Каддафи.
Между тем именно эти вопросы задают оппоненты Обамы в Вашингтоне. Так, телеканал Fox ссылался во вторник на французские источники, свидетельствующие об интересах «Аль-Каиды» в повстанческих рядах. А либеральный журнал Rolling Stone цитировал высказывания некоего повстанца о будущем Джихаде. Даже если это слухи, то все равно представления Госдепа о том, с кем придется строить отношения, когда военные закончат работу, весьма расплывчаты. Единственная надежда, что Каддафи так или иначе исчезнет с политической карты Ливии. Госсекретарь Хиллари Клинтон в интервью американскому телеканалу ABC упомянула, что есть информация, что определенные люди от имени Каддафи изучают возможности для ухода ливийского лидера с поста и, возможно, выезда из страны. Клинтон заявила, что власти США приветствовали бы такое развитие событий.
Американский же президент, отвечая на вопрос, не собираются ли США оказать военную помощь ливийским оппозиционерам, отверг такую возможность именно из-за того, что оппозиция в Ливии разрознена. Также Обама во вторник в очередной раз повторил, что целью операции коалиции не является сам Каддафи. По его словам, «режим запрета полетов предназначался для того, чтобы гарантировать, что на ливийцев не нападают их собственные вооруженные силы».
Идеальный план американцев на сегодня - что население Ливии, до этого в страхе боявшееся присоединиться к повстанцам, под защитой коалиционных самолетов воспрянет духом и сметет режим Каддафи, как это уже происходило в Тунисе и Египте. На ожидания у Барака Обамы не так уж много времени - по действующим законам, он не должен был спрашивать разрешения у конгресса на военные действия, если операция длится меньше 60 дней. А сейчас в Вашингтоне в критике Обамы за игнорирование мнения конгресса объединились и крайние консерваторы, и либеральные демократы. Такого в американской политической жизни еще вчера невозможно было представить, чтобы против конкретной военной операции был и идеолог вторжения в Ирак, бывший министр обороны Дональд Рамсфелд, и антивоенные организации США, пикетировавшие самого Рамсфелда.
Барак Обама фактически попал под перекрестный огонь как политических врагов, так и сторонников. Поэтому Белый дом делает все возможное, чтобы полковник Каддафи сам решил в конце концов уйти. Так, во вторник, министерство финансов США наложило санкции на 14 фирм, контролируемых Национальной нефтяной корпорацией Ливии. Американцы также призвали другие страны заморозить активы ливийских нефтяников, ограничив таким образом возможности Каддафи поддерживать свою армию. Ранее США заморозили 30 миллиардов долларов на счетах высшего руководства Ливии, то есть Каддафи и его семьи.
| |