|
Самый успешный наш клубный тренер одновременно является одной из самых закрытых для журналистов персон в КХЛ.
Самый успешный наш клубный тренер одновременно является одной из самых закрытых для журналистов персон в КХЛ. Этот кареглазый седовласый джентльмен в умении молчать даст фору кому угодно. Уговорить Зинэтулу Билялетдинова на интервью почти нереально. А через несколько дней после поражения в плей-офф от «Салавата» - нереально вдвойне. Но иногда и «великие молчальники» размыкают уста.
- Хорошо, давайте поговорим... - согласился Билялетдинов. И честно предупредил: «Много я вам все равно не скажу».
СЛОВНО ОТОБРАЛИ ЧТО-ТО ВАЖНОЕ
- У вас сложилась репутация самого молчаливого тренера лиги. Что стало причиной такой замкнутости? Я помню вас еще по тем временам, когда вы возглавляли московское «Динамо». Тогда вы казались совсем иным. Уж точно более открытым!
- Ничего особенного с тех пор со мной не случилось. Я просто не понимаю, зачем много говорить. Считаю, что надо больше делать. Ну и, может быть, не очень доверяю кому-то.
- Я не склонна предполагать, будто вы забронзовели при жизни, потому что все это не для умных людей. Но два чемпионства подряд... Может быть, вас психологически блокирует необходимость во что бы то ни стало «удержать высоту»?
- Да нет, я не испытываю никакого морального давления. И с чего мне его испытывать? Команда по сравнению с прошлым сезоном практически не изменилась. Играла она стабильно. Когда мы взяли второй Кубок Гагарина подряд, доказали, я считаю, свою силу, свою состоятельность.
Да, хотелось победить и в третий раз. Но давайте смотреть правде в глаза: мы играли против сильного соперника. «Салават» лучше всех в лиге укомплектован. У них три сильнейших вратаря. Оборона - одна из лучших в лиге. Да и атака на том же уровне. Это не значит, что против уфимского «лома» нет приема. Просто были вопросы, которые мы не смогли решить.
- Какие именно?
- Были допущены необязательные в принципе ошибки. Прежде всего в домашних матчах, в большинстве и в игре «5 на 5». Забитые нам шайбы... Нашей команде не свойственно пропускать такие голы. Мы об этом много говорили на собраниях. Тем не менее это произошло. Особенно обидным и неудачным оказался овертайм в первом матче серии - в Казани. Ну и третья игра, закончившаяся со счетом 1:2.
- И все-таки завершение сезона уже в марте стало для вас шоком?
- Основное чувство - пустота. Смотришь телевизор - кто-то еще играет. А у меня в жизни словно чего-то не хватает. Словно произошел обрыв. И отобрали что-то очень для меня важное...
«В КАЗАНИ СТАЛ ХОДИТЬ В МЕЧЕТЬ»
- Но мне представляется, что не взятый Кубок Гагарина после двух подряд побед можно себе и простить. Три таких триумфа чередой - уже нечто из области библейских чудес.
- Тренер должен ставить перед собой только высокую задачу. Дальше пройти можно было. Просто не получилось.
- Вы можете сказать о ком-то из игроков: «Он подвел меня»?
- Я подобных заявлений никогда не делаю. Ни о ком не хочу отзываться плохо. Да этого никто из ребят и не заслужил. То, что смогли, они сделали. Пожалуй, удачи нам не хватило, но она вообще в этой серии была не на нашей стороне.
- Правда ли, что нет в Казани греха тяжелее, чем проиграть соседям из Башкирии?
- На такие вещи я вообще не обращаю внимания. Правильнее будет выразиться: не вникаю в них слишком глубоко. Конечно, я понимаю, что существует такое понятие, как «дерби», но и только. Мало ли кто что говорит. Я соперников измеряю другой меркой.
- По моим наблюдениям, раз уж мы коснулись национальной темы, вы - нетипичный татарин. Вы ходите, допустим, в мечеть?
- Знаете, хожу. Читаю Коран. И в этом смысле я рад, что живу в Казани. В Москве у меня не получалось посвящать себя религии. Большой город, много суеты, огромные расстояния - многое отвлекало. В Казани я начал относиться к религии более серьезно.
- На капитанском мостике вы бесстрастны, как статуя. А между тем для тренера экстремальный стиль поведения а-ля Милош Ржига порой единственный способ завести команду. Какими способами пользуетесь вы?
- Я не ломаю планшеток. У меня и планшетки-то нет, я как-то обхожусь без нее. Но голос могу повысить. В этом смысле я не ангел.
- В каких случаях кричите?
- Могу рассказать, что, как правило, вызывает у меня недопонимание и недовольство. Грубые ошибки - да, но главное - само отношение. Профессионал приходит на работу и делает ее хорошо, не из-под палки, а сознательно. К сожалению, это происходит не всегда. И вот тут я могу завестись...
- Наверняка вы будете смотреть плей-офф. Кому бы отдали предпочтение в полуфинальных парах?
- Меня поразил «Атлант» - своей страстью и характером. Уступая в серии 1-3, он сумел ее выиграть. У этой команды есть характер, но хватит ли этой страсти еще и на «Локомотив» - гадать бесполезно. «Локомотив» в каких-то дополнительных характеристиках не нуждается. Они играют уже не первый сезон почти не меняющимся составом. Единственное, что можно заметить, - вратарская позиция у ярославцев слабовата.
«Магнитке» придется тяжело, они сыграли семь матчей, есть травмированные. Ну а что будет на самом деле - предсказать немыслимо. Это же плей-офф!
- Почему вы так упорно отказываетесь от сборной? Ведь вас настойчиво звал президент ФХР Владислав Третьяк - еще до пришествия Быкова и Захаркина. Но вы ни в какую!
- А я не очень представляю, как можно совмещать работу в клубе и в сборной. Такого опыта в моей тренерской карьере до сих пор не было. Вячеслав Быков и Игорь Захаркин, видимо, умеют это делать без ущерба для какой-либо из команд. А я не вижу, как можно организовать совмещение. У меня есть обязательства, моральные и контрактные, перед «Ак Барсом». Разумеется, они для меня являются приоритетными. Как я могу взять и отказаться от своей команды?!
«ПОЧЕМУ БЫ НЕ ОСТАТЬСЯ?»
- У вас контракт с «Ак Барсом» еще на год?
- Кто вам это сказал?
- Коллеги.
- Интересно, они-то откуда знают, на год у меня контракт, на пять или на десять лет?! Они что, его в руках держали?
- На пресс-конференции после окончания серии с «Салаватом» вы вроде бы упомянули, что тема вашего будущего в «Ак Барсе» открыта. И останетесь вы или нет, вам точно пока неизвестно.
- Ничего подобного я не говорил.
- Так на самом деле: ждет ли вас предметный разговор с руководством на тему продолжения карьеры в «Ак Барсе»?
- Никаких переговоров не будет. Во всяком случае на сегодняшний день мне об этом ничего неизвестно. Я вообще-то не хочу уезжать из Казани. Меня здесь все устраивает.
- То есть вы остаетесь?
- А почему бы мне не остаться? Мне нравится работать в Казани. У меня есть команда, которую я очень люблю и уважаю. Мы обязательно проанализируем свои ошибки и начнем готовиться к следующему сезону.
| |