|
Россия намерена дать кредит Сербии на 800 миллионов долларов. А благодаря проекту «Южный поток» республика ежегодно будет получать по 4 миллиарда кубометров топлива. В Белград в среду приехал Владимир Путин, чтобы обсудить, как дальше сотрудничать в экономике. Но разговор зашел и о политике. В Сербии, которая в 99-м году сама была объектом бомбардировок, не могли обойти вниманием нынешнюю ситуацию в Ливии.
Прилет Владимира Путина в Белград - событие особого характера. Так считают сербы, отсюда и военный караул перед Палатой, для рабочего визита, вроде бы, совсем не обязательный. И плакаты по всему городу, который и правда изменился. В 2001 году здесь еще все напоминало о натовских бомбардировках - в ночь на 24 марта исполнится 12 лет с момента их начала. Дату визита не планировали специально - совпало. Косовские события 1999 года, конечно, обсуждались с учетом новостей, которые каждую минуту приходят из Ливии.
Ливию и Сербию, натовскую операцию «Милосердный ангел» и гуманитарную «Рассвет. Одиссея», начатую западной коалицией, нельзя сравнивать, но, по мнению обеих сторон, последствия все равно одинаковые - жертвы среди мирного населения.
«Меня беспокоит та легкость, с которой в последние годы принимаются решения по применению силы в международных делах. Что касается Ливии, то всем хорошо известно, эта страна находилась в весьма строгой международной изоляции после известных событий, связанных с террористическими угрозами, но Россия придерживалась всех этих ограничений, но потом вдруг мы увидели, что наши западные партнеры сами начали активно восстанавливать отношения с Ливией. Господина Каддафи принимали во всех европейских столицах. Все европейские лидеры начали ездить в Ливию. Как говорят мои немецкие друзья - "старая любовь не ржавеет". Мы на это смотрели как-то спокойно. А когда пошли многомиллиардные контракты, мы почувствовали себя чужими на этом празднике жизни и, естественно, достаточно быстро восстановили отношения с Ливией. Сейчас там возникло гражданское противостояние, идет гражданская война, появились предложения закрыть небо, то есть воспрепятствовать авиации Каддафи наносить удары по своим противникам с целью защиты мирного населения. Вообще такое решение само по себе в отношении суверенного государства очень сложное. Но цель благородная. Что мы видим сегодня? Наносятся удары по всей территории страны. Как же можно с целью защиты мирного населения выбирать такие средства, которые приводят к увеличению жертв среди мирного населения. И это не может не вызывать беспокойства», - заявил российский премьер.
«Мы очень обеспокоены ситуацией в Ливии. У нас был трагический опыт в 90-е, я бы не хотел сравнивать, но я полностью согласен с позицией премьер-министра Путина - гражданское население должно быть защищено», - сказал в ответ президент Сербии Борис Тадич.
На пресс-конференции Владимира Путина еще раз спрашивает про Косово, позиции России никогда не менялись, и российский премьер подтверждает: Москва по-прежнему считает Косово частью Сербии. При этом считая, что начавшиеся переговоры между Белградом и Приштиной внутренним делом страны.
Путин: «Это суверенный выбор самого сербского народа, как выстраивать свои дела внутри страны, и любые переговоры лучше, чем боевые действия, драки и споры».
В Белград Владимир Путин прилетел из Словении, которая накануне влилась в проект «Южный поток». В Сербии от Путина очень ждали именно этих слов - на сербском участке закончена разработка технико-экономического обоснования.
Борис Тадич благодарит Россия не только за энергетическое сотрудничество. За помощь в самый тяжелый для страны, кризисный год 2010 год - кредит 200 миллионов долларов выделенных Россией реализован.
| |