|
В лекции для проекта «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ» профессор, декан факультета «Международные отношения» (вечернее отделение) Дипломатической академии МИД России Игорь Панарин рассказал о специфике ведения информационных войн в России и других странах, а также о способах им противостоять
Эксперт: Игорь Панарин, профессор, декан факультета «Международные отношения» (вечернее отделение) Дипломатической академии МИД России: - Основная тема моей лекции - это информационная война, ей я посвятил 14 книг, которые пользуются достаточной популярностью в России и за ее пределами, - говорит Игорь Панарин, профессор, декан факультета «Международные отношения» (вечернее отделение) Дипломатической академии МИД России. - В большинстве этих книг присутствует понятие «информационная война» («Информационная война и Третий Рим», «Информационная война и дипломатия», «Первая мировая информационная война. Развал СССР»).
Что такое информационная война? Необходимо подчеркнуть, что информационные войны велись сотни и тысячи лет назад. Хорошим примером может послужить Троянская война. Десять лет неприступная Троя сопротивлялась греческим войнам и была повержена с помощью... троянского коня. Это был один из эффективных приемов информационной войны, примененный более 3000 лет назад. Что изменилось с тех пор? Почему события в Тунисе, который находится на месте древнего государства - Карфаген, так похожи на события в Трое? С моей точки зрения, сайт господина Ассанжа, агента Британской разведки МИ-6, выступает в роли троянского коня, средство доставки - интернет, различные глобальные телеканалы, но само содержание информационных войн практически не изменилось. Я бы определил информационную войну как способ воздействия на информационное пространство противостоящей стороны с целью достижения стратегических целей. Информационная война тесно связана с термином «пропаганда». В 1622 году термин «пропаганда» впервые был введен Папой Римским в связи с тем, что в ходе 30-летней войны между католиками и протестантами, католики несли огромные потери. Для того чтобы возбудить у католиков боевой дух, было создано специальное подразделение - Конгрегация пропаганды веры. Длительное время, с 1622 года до начала XXI века - Первой Мировой войны - термин «пропаганда» использовался как религиозный. Но в ходе Первой Мировой войны впервые появились специальные подразделения сил и средств для введения пропаганды на войска и силы противника. После Первой Мировой войны наиболее известный теоретик пропаганды и информационных войн Гарольд Лассуэл, изучив опыт стратегических ошибок, написал специальную книгу «Техника пропаганды в мировой войне», которая вышла в 1927 году. От «пропаганды» к «информационной войне» В 1927 году Лассуэл впервые заявил о том, что пропаганда является особым видом оружия, воздействующим на ход боевых действий. В 1967 году Алан Даллас - главный организатор информационной войны против Советского Союза, выпускает книгу под названием «Тайная капитуляция», которая посвящена тайным сепаратным переговорам между США и Великобританией с одной стороны и рейхсфюрером СС Гиммлером - с другой. Переговоры шли в Швейцарии, а советский разведчик Штирлиц и другие патриоты Германии и России препятствовали им. Алан Даллас, описывая в своей книге этот процесс, впервые вводит термин «информационная война», понимая под ним личные, разведывательные, диверсионные действия по подрыву тыла противника.
Следующий этап - 1976 год - американский инженер Томас Рона впервые использует термин «информационная война», применяя его к техническим системам.
А в 1985 году термин «информационная война» был озвучен в Китае. На мой взгляд, это не случайно, поскольку на сегодняшний день именно Китай сегодня является одним из главных лидеров ведения информационных войн. Экономические успехи Китая (напомню, что в 2010 году Китай стал второй экономической державой мира, обогнав по валовому продукту Японию) во многом, с моей точки зрения обусловлены тем, что в этой стране создана мощная система ведения информационной войны и информационной защиты.
Далее термин развивается, и в 1998 году в США появляется специальный документ Комитета начальников штабов США, который называется «Информационная война», это который был посвящен опыту действий вооруженных сил и государственных структур США в зоне Персидского залива во время операции «Буря в пустыне».
В 1995 году термин «информационная война» появляется и в России. В российских СМИ и научных кругах начинаются бурные дебаты на тему, что такое информационная война, как она происходит, но самой теории и методологии информационной войны еще не было. В 1997 году 7 мая мною была защищена докторская диссертация в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, темой которой стало «Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности России». В ней была выстроена методологическая решетка теории информационной войны, которая на сегодняшний день принята в доктринальных российских (Доктрина информационной безопасности РФ 2000 года), американских и китайских документах. Чем отличается информационная война и информационное противоборство? Информационное противоборство - это форма борьбы сторон, заключающаяся в воздействии на информационную среду противостоящей стороны, и защите собственной от негативных информационных воздействий. Отличие этих двух понятий лишь в том, что информационная война производится более активно с использованием диверсионных и террористических методов. Важно обратить внимание на то, что последние теракты в Москве всегда сопровождались информационными операциями, например, ложными звонками в милицию с сообщениями о том, что якобы заминирован какой-то вокзал или аэропорт. Таким образом, образуется комплекс ведения информационной войны. Виды информационных войн Важно выделить два вида информационного противоборства - это информационное психологическое противоборство и информационно-техническое противоборство. Они отличаются прежде всего, объектами воздействия и защиты. Информационно-психологическое противоборство имеет 4 основных объекта защиты: 1. Система принятия политических решений. 2. Система формирования общественного мнения. Например, в январе 1996 года Президент Ельцин имел рейтинг 3%, однако в июне 1996 года он побеждает на выборах, получая 41% голосов, ради достижения этого результата, использовались различные информационные технологии. Другой пример - если в августе 1998 года только 10% американцев поддерживали войну США против Ирака, то в январе 1999 таких стало 88%. Причиной этому стало то, что в Ираке Хусейна стали сравнивать с Гитлером, объявили о многочисленных преступлениях против курдов, была развязана активная пропагандистская кампания. Когда она достигла пика, начались бомбардировки Ирака.
3. Система формирования общественного сознания. Здесь можно выделить 4 основных компонента - это книги, кинофильмы, телевидение, печатные СМИ.
4. психологическое воздействие на психику лиц, принимающих решение. Для того чтобы заставить лидера противоположной стороны действовать в соответствии с целью информационной войны, проводятся различные операции. Например, придумываются клички, печатаются различные дезинформационные материалы. Целью этого является введение противника в стрессовое состояние, что впоследствии может повлиять на принятие решений. Этот прием активно применяется против российских лидеров. Что касается непосредственно технической составляющей, то здесь существует три основных объекта: - система передачи данных (задача противника перехватить информацию, ее дешифровать), - система защиты информации (информация получена из различных источников, она в защищенном виде где-то хранится, задача противостоящей стороны ее заполучить и использовать в своих целях),
| |