|
Срок жизни газеты в руках читателя не больше суток. Срок жизни газетной вырезки в руках художника может насчитывать десятки лет. Культовые мастера XX века из фрагментов газет и журналов делали произведения искусства. Лучшие работы этого жанра можно увидеть на «Винзаводе». На открытии выставки «День печати» побывала корреспондент «Вестей ФМ» Ольга Подолян.
Сколько живет газета в руках читателя? Наверное, не более суток. Да, из нее можно смастерить пилотку, кулек для семечек или кораблик. А вот в руках художника газетная или журнальная вырезка может стать произведением искусства, срок жизни которого - десятилетия.
Коллаж появился еще в Древнем Китае, но именно в начале XX века получил новое развитие и новый смысл. Пионером этого вида искусства считается Пикассо. Он использовал в своих произведениях папиросную бумагу. А уже потом у художников в ход пошли фрагменты печатных текстов. И полет фантазии в истории с коллажем не ограничен.
На выставке «День печати», конечно, невозможно было показать все направления этого жанра. Но здесь представлены одни из самых интересных, рассказывает директор галереи Мария Салина.
«Тут показаны совершенно различные варианты использования печатной продукции в произведениях искусства - начиная с 20 годов, заканчивая современными работами. Есть вещи 2010 и 2011 годов», - показывает Салина.
Иллюстрация Сергея Сенькина 1925 года к поэме Маяковского «Владимир Ильич Ленин», а рядом - коллаж Михаила Гробмана «Укачали Ленина» - это уже 1996 год. Всего в экспозиции около ста работ. Большинство сделано культовыми мастерами. Например, иллюстрации Александра Родченко к поэме Маяковского «Про это», работы самого дорого на сегодняшний день скульптора Альберто Джакометти или современного мастера Дмитрия Пригова, рассказывает куратор выставки Марина Лошак.
«Десять минималистических работ Дмитрия Пригова - это любимая моя стеночка в экспозиции, которой восхищаются все. Буквально из ничего, из крошечных клочков газет появляется какое-то удивительное состояние чистоты и непосредственности», - комментирует Лошак.
Отдельный стенд - работы Адольфа Хофмейстера, представителя европейского авангарда. В своих абстрактных произведениях он изображал главных действующих лиц французской богемы, рассказывает Мария Салина.
«Это Макс Эрнст, Шагал и Кафка. Тут использованы совершенно непонятные сюжеты. Кафка теряется среди написанных на разных языках вырезок из газет», - восхищается директор галереи.
И даже несмотря на самые смелые предположения о том, что спустя пару десятилетий газеты окончательно уйдут в Интернет, коллаж не исчезнет, уверены эксперты. Он уже давно трансформировался и процветает во Всемирной паутине, ведь различные «фотожабы», созданные в «Фотошопе», - это и есть новая форма любительского коллажа.
| |