|
Москва. 24 марта. Росинвестпроект - Премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства в четверг попросил Минэкономразвития проанализировать правоприменительную практику в области государственного управления, чтобы сформировать программу действий по дальнейшему снижению административных барьеров. Также он призвал не снижать темпы создания единого портала госуслуг.
Меньше госбарьеров
«Нужно посмотреть "узкие места" и обратить на них особое внимание при доработке наших дальнейших планов по снижению административных барьеров», - сказал В.Путин, отметив, что необходима четкая программа действий в этой сфере на ближайшую перспективу.
Он признал, что в совершенствовании системы госуправления РФ есть еще много проблем. «У меня складывается впечатление, что чего бы мы ни делали, мы одни проблемы устраняем, а другие возникают. Это не значит, что в этой системе не нужно ничего делать, это значит, что нужно делать последовательно и настойчиво, постоянно», - заявил В.Путин.
Премьер отметил, что настройка государственного механизма - это очень сложный процесс, требующий большого количества времени, и мгновенного эффекта здесь быть не может, как, например, от введения или отмены какого-нибудь налога. «То, что многочисленные регламенты и процедуры нуждаются в серьезной ревизии, это было очевидно. Это масштабная работа далеко не закончена, и мы ее будем обязательно продолжать ", - отметил В.Путин.
Он напомнил, что когда правительство начало разбирать ситуацию в системе госуправления, оно столкнулось с серьезными проблемами: контрольно-надзорные органы обросли целым рядом карманных, аффилированных с чиновниками фирм, а процедуры выдачи разрешений и согласований - непрозрачные и запутанные. Они создают почву для коррупции и вытягивания денег из граждан и бизнеса.
По словам В.Путина, все контрольные и разрешительные функции в 13 основных сферах деятельности были подвергнуты детальному пересмотру, по итогам которого подготовлен целый пакет предложений и законодательных инициатив. В частности, был урезан перечень документов, необходимых для получения лицензий на право ведения образовательной деятельности, упрощен порядок подготовки и согласования документов территориального планирования и градостроительного зонирования и т.п.
В.Путин напомнил, что в рамках нового закона о лицензировании количество лицензированных видов деятельности уменьшится с 80 до 49, а лицензии станут бессрочными. „С 2012 года значительная часть лицензируемых процедур переводится в электронный формат. Это, надеюсь, избавит бизнес от утомительного хождения по всяким конторам", - сказал премьер.
Также премьер считает, что необходимо дальше расширять перечень тех сфер, где применяется уведомительный порядок открытия нового дела. „Надо максимально помочь людям без административных помех и лишних затрат, без разного рода издержек начинать и развивать свое дело", - заявил В.Путин на заседании правительства в четверг. Он напомнил, что начиная с 1 июля 2009 года по 20 видам бизнеса установлен уведомительный порядок открытия дела. Этой возможностью, по его словам, уже воспользовались более 70 тыс. предпринимателей, в основном - представители малого и среднего бизнеса, работающие в розничной торговле, общественном питании, предоставлении бытовых услуг.
Между тем, в Минэкономразвития подсчитали, что потери граждан и представителей бизнеса от стояния в очередях за госуслугами составляют миллиарды рублей в год. Как отметил накануне источник в аппарате правительства в беседе с „Интерфаксом", проведенный Минэкономразвития мониторинг выявил множество проблем. „В частности, выяснилось, что установленная в нормативных актах стоимость госуслуг не является единственной. В результате расходы бизнеса на получение той или иной услуги вырастают в два раза, а в некоторых случаях и в разы. Время ожидания получения услуги также в среднем в два раза выше, чем установлено нормативными актами. Сохраняется и проблема хождения по посредникам", - отметил источник.
Он привел данные мониторинга, в соответствии с которыми сегодня граждане также в среднем в два раза больше времени проводят в очередях, чем это установлено регламентами. „Денежные потери от стояния россиян в очереди за госуслугами составили за год около 2 млрд рублей", - подчеркнул он.
Что касается издержек бизнеса, то по экспертным оценкам, они оцениваются в 2,5 млрд рублей в год. При этом самой проблемной сферой остается строительство.
Представитель аппарата правительства сообщил, что министерство экономического развития подготовило концепцию совершенствования госуслуг и снижения административных барьеров на 2011-2013 годы.
Нововведения предполагают, в частности, дальнейшее сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, перевод лицензирования в электронный вид, введение бессрочного лицензирования отдельных сфер деятельности с одновременным усилением лицензионного контроля. „Такие подходы заложены, в частности, в законопроекте, который уже находится в Госдуме", - отметил источник.
Он также напомнил об указе президента о создании единого органа по аккредитации. „Сейчас аккредитация осуществляется теми же органами, которые этими сферами и управляют, а это подразумевает выдачу права на аккредитацию прикормленным организациям и непрозрачность вхождения в перечень организаций, занимающихся аккредитацией", - пояснил источник.
Больше технологичности
Темпы создания единого портала госуслуг снижаться не должны, заявил Владимир Путин. „В ближайшее время мы должны завершить построение системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде: речь идет о едином портале госуслуг, об информационных и сервисных сайтах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных банках данных, чтобы гражданам не приходилось больше носить справки из конторы в контору", - сказал премьер.
Глава правительства напомнил, что задача заключается в сведении воедино баз данных различных министерств и ведомств и попросил главу Минсвязи Игоря Щеголева доложить о ситуации в данной сфере.
Министр доложил, что сейчас уже большая часть ведомств подключена к единой базе и уже с 1 июля ведомства не смогут запрашивать граждан о данных, хранящихся в базах других структур.
„Темпы не снижайте, пожалуйста, нужно довести эту работу до конца", - сказал в свою очередь В.Путин. При этом он подчеркнул, что те граждане, которые предпочитают традиционную форму получения госуслуг, непосредственное обращение в госорган для получения консультации „из первых рук", должны иметь такую возможность.
В.Путин также заявил, что нужно помнить о разработке четких и понятных административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг, так как именно от того, насколько внятно они будут сформулированы, во многом будет зависеть качество предоставления госуслуг.
„Еще раз подчеркну, что плата за предоставление госуслуг будет взиматься только на основании Налогового кодекса или перечня платных услуг, утвержденного правительством, требование каких-либо дополнительных денег с бизнеса и граждан является незаконным", - сказал В.Путин.
Он отметил, что „массовые" госуслуги должны быть доступны, комфортны и прозрачны и люди должны почувствовать реальное улучшение от внедрения электронной формы предоставления этих услуг.
Как сообщалось, недавно правительство утвердило список сведений, которые с 1 июля при обращении гражданина за государственной услугой ведомства будут запрашивать друг у друга самостоятельно. В соответствии с документом, ведомства должны через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) обмениваться сведениями согласно перечню из 264 пунктов для предоставления 42 видов госуслуг в электронном виде.
Ведомствам поручено в трехмесячный срок завершить разработку электронных сервисов по предоставлению сведений и обеспечить надлежащее функционирование своих информационных систем. Технические требования к сервисам разосланы в ведомства задолго до официального принятия документа, заверили в Минкомсвязи.
Это первая попытка реализовать идею электронного межведомственного взаимодействия в таком объеме, заявлял накануне „Интерфаксу" директор департамента государственной политики в области создания и развития электронного правительства Андрей Липов.
Нововведение в первую очередь коснется тех услуг, которые ранее были включены правительством в список приоритетных. „Список документов, предоставляемых гражданином при обращении в госорганы, серьезно сократится, ускорится процессинг услуг, наконец-то снимется проблема быстрого устаревания собранных вручную справок", - отметил представитель Минкомсвязи. В перспективе аналогичный подход планируется распространить на все госуслуги, добавил он.
Требовать от заявителя избыточную информацию будет запрещено. Возможность введения санкций для чиновников сейчас прорабатывается с участием заинтересованных ведомств, сообщили в Минкомсвязи.
Побочным следствием запрета на истребование излишней информации станет гармонизация и унификация разрозненных информационных систем. „Без этого невозможно будет создать единую среду доступа граждан к госуслугам, независимо от того, обращаются ли они через универсальную электронную карту, телефон, инфомат или портал Gosuslugi.ru", - сказал А.Липов.
| |