|
Мусульманское сообщество на первом за сто лет Всероссийском мусульманском совещании обсудило проблему ксенофобии в стране. Объединится против борьбы с национализмом у светских и духовных мусульман не получилось - отчасти из-за раскола внутри исламских организаций, отчасти из-за отсутствия поддержки со стороны государства.
Мусульмане собрались в Москве, чтобы обсудить проблемы ксенофобии в России. Совет муфтиев России (СМР) объявил, что проводит Всероссийское мусульманское совещание «Россия - наш общий дом!» - первое собрание такого рода с революции 1917 года, отмечают в совете. Совещание проводилось в центре Москвы в отеле Ritz Carlton.
Как заявил председатель совета муфтий Равиль Гайнутдин, «активисты исламской общественности» собрались обсудить, прежде всего, одну из «главных угроз страны» - ксенофобию и шовинизм. И объединиться для борьбы как с этой, так и с другими угрозами, «мешающими развитию России». Терроризм и политический экстремизм стране также угрожает, по мнению муфтия, но это не первоочередная опасность.
«С одной стороны обществу угрожают терроризм и экстремизм, с другой - неонацизм и шовинизм. И сегодня гораздо большая угроза исходит не с Кавказа, а из Москвы, где тысячи молодчиков скандируют "Долой Кавказ!" у могилы Неизвестного солдата», - сказал в своем докладе муфтий.
Гайнутдина беспокоят также решения российских судов, которые «чередой признают экстремистской исламскую литературу». Так, Гайнутдин вспомнил, что недавно экстремистскими текстами Гайская межрайонная прокуратура Оренбургской области пыталась признать экстремистскими фундаментальные исламские литературные произведения - сборники хадисов пророка Мухаммада «40 хадисов», одну из книг самого Гайнутдина, сочинение татарского богослова XVIII века Абд ар-Рахима Утыз-Имяни «Жемчужина разъяснений» и еще несколько произведений. Суд заявление прокуратуры так и не рассмотрел. Свою роль в разжигании межнациональной вражды и исламофобии, отметил муфтий, играют наравне с судами и СМИ.
Гайнутдин также резко высказался против участия духовных лиц в выборах. «Я не против того, чтобы среди руководства были верующие, я против того, чтобы священнослужители шли в политику и во власть», - сказал он. Напомним, что за такие поправки в действующую социальную концепцию РПЦ проголосовал президиум Межсоборного присутствия. В поправках сказано, что в случаях «крайней церковной необходимости» священники Русской православной церкви (РПЦ) смогут участвовать в выборах разного уровня. При этом муфтий отметил, что «хотел бы большего» от отношений между российскими конфессиями, добавив, что христианам, мусульманам, буддистам и иудеям «нужно вытаскивать общество из пропасти деградации». Гайнутдин выделил отдельно проблемы «наркомании, алкоголизма и распада семей». «Необходимо усиление роли мусульман в развитии России», - подытожил муфтий.
«Организаторы совещания видят одной из своих важнейших задач консолидацию мусульманской общественности перед лицом современных вызовов, с которыми столкнулось российское общество», - заявлено и в итоговой резолюции совещания.
Впрочем, единого мнения у мусульманского сообщества сформировать не получилось. На совещании присутствовала только одна официальная религиозная организация мусульман - Совет муфтиев России.
Всего в России четыре крупных российских мусульманских объединения: Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ), Совет муфтиев России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), Российская ассоциация исламского согласия (РАИС). В ЦДУМ заявили, что на совещание не придут, потому что не согласны с лидерскими амбициями Гайнутдинова. «Такие мероприятия организуют согласованно, а этого сделано не было, - сказал "Интерфаксу" первый зампред ЦДУМ муфтий Петербурга и Северо-Западного региона России Джафар Пончаев. - Получается, что муфтий Гайнутдин хочет позиционировать себя как лидера российских мусульман. Кто его выбирал в лидеры? Если лидер, пусть лидирует на этом совещании». Не приехали на совещание председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин и председатель КЦМСК Исмаил Бердиев. «Чтобы проводить всероссийское совещание, надо, прежде всего, посоветоваться. Я там не буду принимать участия и никого не уполномочивал от своего имени там говорить», - сказал, в свою очередь, Бердиев. Председатель исполкома РАИС, пермский муфтий Мухаммедгали Хузин, тоже на совещании не присутствовал. Сторонние наблюдатели отмечают, что это не удивительно.
В конце декабря прошлого года Гайнутдинов резко выступил против создания РАИС и обвинил государство в попытках «задавить ислам в России».
Он заявил, что «искусственные организации» препятствуют объединению мусульман. «Таким образом, сейчас создается духовный театр абсурда. Вновь изготовленные "карманные" муфтии, выступая против деятельности на пути роста мусульман, станут кричащими "куклами", - гневался Гайнутдин. - Эти марионетки, такие как работающий в правительстве исламофоб Гришин (советник управления президента по внутренней политике - "Газета.Ru"), без сомнения, постараются задавить ислам в России. Особенно понимая, что в настоящее время ислам в России - большой фактор». Впрочем, через несколько дней, встретившись с первым заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым, муфтий уже говорил, что российские мусульмане не имеют претензий к властям страны. За эти несколько дней в спор успел вмешаться глава ЦДУМ Таджуддин, который, в свою очередь, назвал заявление своего коллеги «глупым и кощунственным».
Советник управления президента по внутренней политике Алексей Гришин, о котором в столь резком тоне отозвался Гайнутдин, в отличие от других муфтиев на заседание приехал. Его выступление показало, что в объединении мусульманам государство, скорее всего, помогать не будет, а проблем у мусульман Гришин не видит в принципе.
По мнению чиновника, мусульманам в России предоставлена полная свобода, а «отдельные мусульманские лидеры пытаются оправдать свое бездействие экстремизмом и имеющейся якобы исламофобией».
«Эта тема очень удобна и врагам России за пределами Российской Федерации», - сказал чиновник. Государство помогает мусульманским организациям и морально и материально, подчеркнул Гришин. Так, в 1991 году в России было 100 мечетей, а стало 7 тыс. мечетей (о том, насколько увеличилось количество православных храмов советник президента не упомянул). В ответ же, по его словам, религиозные общественные организации «не исполняют законы» и деньги тратят необдуманно. Так, по словам Гришина, Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования выделил четырем исламским организациям по 100 млн рублей. «У нас есть отчеты, в которых говорится, что некоторые мечети покупают унитазы по 42 тыс. рублей. Не знаю, что должен делать этот унитаз, мне хочется на него посмотреть», - сказал он. При этом Гришин не стал говорить, о каких мечетях идет речь, пояснив, что на него обидятся.
Мусульманам он также посоветовал не рассуждать, сколько денег дают другим концессиям, в частности, РПЦ: «Надо прекратить заглядывать в карман соседа - на Руси это считалось всегда неприличным».
Те мусульмане и светские участники, которые все-таки приехали на совещание, Гайнутдина поддержали, но каждый говорил о своем. Муфтий Чечни Султан Мирзаев жаловался, что многие его коллеги пьют водку, а также рассказывал в своем выступлении, что экс-президент США Джордж Буш должен быть «повешен на том же столбе, что и Саддам Хусейн». На США пожаловался выступавший на совещании лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Член Совета федерации Асламбек Аслаханов жаловался на молодежь, уходящую в леса, в скинхеды, экстремисты, фашисты. Также на совещании выступили представитель «Единой России» и мусульманской общественности Абдул Султыгов и сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман, а также представители разных конфессий.
В итоге, по мнению председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, сегодняшнее совещание продемонстрировало свою полную беспомощность.
«Меня туда приглашали, но я не пошел. Хотя среди присутствующих в зале немало хороших людей моих друзей. Но это мероприятие инициировано совсем не теми представителями российской уммы, которые знают и могут сформулировать проблемы и стратегию мусульманской общины в рамках тех или иных вызовов», - заявил «Газете.Ru» Джемаль. А выступления на совещании носили номинально-декларативный характер и в полном соответствии ожиданиям были «довольно вялыми», констатировал он.
Мусульмане по итогам совещания дали общие рекомендации и органам государственной власти, и официальным духовным структурам, не пришедшим на совещание, и общественным организациям и объединениям: как противодействовать исламофобии, поддерживать межконфессиональный мир, осуществлять религиозное просвещение. «Участники встречи молятся о том, чтобы на земле российской сохранялось сотрудничество, союзничество, взаимопонимание между всеми традиционными религиями России, взаимообогащающий диалог между народами Российской Федерации», - заканчивается резолюция. В сентября СМР планирует провести еще более масштабное мероприятие - Европейское мусульманское совещание. Автор: Полина Никольская, Эля Вермишева
| |