|
Оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова открыл I Международный фестиваль «Музыка Баха». Солисты - всемирно-известные музыканты: золотой гобой России Алексей Уткин и флейтистка из Франции Магали Моснье.
Универсальный, вечный, вневременной - так об Иоганне Себастьяне Бахе говорит Владимир Спиваков. Правда, в этот вечер, не на камеру - за кадром. На интервью, объясняет, времени нет.
В этом концерте маэстро - и за дирижерским пультом, и со скрипкой в руках.
Двойной ре-минорный концерт Баха хотя бы раз в жизни исполнял, наверное, каждый скрипач. «Бах - это жизнь. И смерть. Как Вселенная. Это вообще все, - считает концертмейстер Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" Алексей Лундин. - Именно музыка Баха такова, что ее можно исполнять на любом инструменте - на клавесине или на рояле. Все равно это будет музыка Баха».
Концерт, первоначально написанный Бахом для двух клавесинов, например, замечательно звучит в исполнении скрипки и гобоя. Владимир Спиваков и Алексей Уткин неоднократно проверяли.
«Мы сыграли с ним, наверное, более тысячи раз этот концерт, - рассказывает гобоист Алексей Уткин. - Во всех странах, на всех континентах, начиная с 1982 года прошлого столетия».
У стипендиата благотворительного фонда Владимира Спивакова, пианиста Дмитрия Майбороды, наоборот - концертов Баха в репертуаре до этого фестиваля не было. Но другие сочинения Баха, он, конечно, играл неоднократно, с первого класса музыкальной школы.
«Это были инвенции Баха, - уточняет пианист Дмитрий Майборода. - Сначала двухголосные, трехголосные. Потом переход на хорошо темперированный клавир».
Ре-минорный концерт Баха Дмитрий выучил специально для этого вечера - меньше, чем за месяц. Француженку Магали Моснье называют самой яркой флейтисткой нового поколения. В Москве она - во второй раз. Выступает после антракта, так что есть немного времени разыграться.
«У Баха всегда очень длинные фразы, поэтому нужно брать как можно больше воздуха, - рассуждает французская флейтистка Магали Моснье. - Это технически непросто. А еще ведь так многие играют музыку Баху - во всем мире ее хорошо знают. Так что исполнение должно быть почти идеальным».
Те, кто на сцене, знают: к идеалу нужно стремиться, но достичь его невозможно. Правда, публике об этом знать совсем не обязательно.
| |