|
Сегодня в Мельбурне пройдут первые свободные тренировки стартового этапа чемпионата мира-2011. Накануне отлета в Австралию российский пилот «Лотус Рено» рассказал о подготовке команды к новому сезону.
- Команда полностью готова к сезону или вы предпочли бы, скажем, еще пару дней провести на тестах?
- Невозможно ни в чем быть уверенным на сто процентов. Но, думаю, команда готова достаточно хорошо. Конечно, есть кое-какие нерешенные вопросы. Впрочем, полностью от них никогда не избавиться. Да, пара лишних дней не помешала бы, но, думаю, от них не отказалась бы и любая другая команда.
- По какой программе дальше будет вестись работа над машиной?
- Мы подготовили большой пакет обновлений. А поскольку первую гонку сезона, которая должна была пройти в Бахрейне, отменили, мы смогли проверить новинки еще во время тестов, и это был большой шаг вперед в плане развития машины. Большинство этих новинок будет использовано в Австралии. К гонкам в Малайзии и Китае появятся другие изменения.
- Менялись ли ваши ощущения от пилотирования в период от первых до последних тестов?
- Разница колоссальная. Когда я на новой машине выехал на трассу в первый раз, сразу понял, что предстоит работать и работать. Абсолютно «сырую» машину надо было учить ездить, заставлять слушаться. Это кропотливая работа, которая не доставляет особой радости. Сейчас пилотировать уже намного приятнее.
- А с революционной системой выхлопа, которую представила в этом году «Лотус Рено», были проблемы по ходу тестов?
- Больших - нет. Мы лишь совершенствовали ее по ходу межсезонья, пытались добиться максимума. В принципе она работает очень эффективно.
- В команде уже понимают, какой будет расстановка сил в сезоне-2011?
- Пока об этом очень тяжело говорить. Понятно, что «Ред Булл» и, наверное, «Феррари» будут впереди, хотя даже про них сложно сказать что-то конкретное. И ни в коем случае не надо смотреть на результаты, показанные на тестах. Там каждая команда работает по индивидуальной программе.
- И все же. Вечером в субботу, после квалификации, какой результат вызовет у вас удивление?
- Первому месту, наверное, удивлюсь. Но опять же - сейчас очень тяжело понять, где мы. Кто знает, может быть, мы даже в десятку не попадем. Перед первой гонкой, уверен, ни одна команда точно не представляет, где находится относительно соперников. Ну, наверное, в «Ред Булл» могут быть уверены, что окажутся, скажем, в пятерке. Другие команды - под вопросом. И делать сейчас прогнозы бессмысленно. Конечно, хочется верить, что машина позволит нам легко попадать в десятку лучших. Если сможем бороться за очки, дело останется за малым - надо будет их набирать.
- Насколько лучшее время в Барселоне, где прошли финальные тесты, - 1.22,2 Шумахера - можно считать ориентиром? Для «Лотус Рено» такой результат достижим?
- Конечно. Не могу сказать, что это время побил бы кто угодно, но мы, думаю, превзошли бы его достаточно легко. Просто не было такой задачи. У нас была своя программа, у «Мерседеса» - своя. Может, они установили сверхмягкую резину, которая дает прибавку сразу в секунду на круге, - мы же не знаем этого наверняка. Если выехать с пустыми баками и на свежем комплекте шин, то, конечно, можно проехать быстрее. Насколько - тут уж не берусь судить.
ТРИ ПИТ-СТОПА - МИНИМУМ
- Одна из главных тем межсезонья - характеристики новых шин «Пирелли». Все жалуются на их повышенный износ. Если бы на той же трассе в Барселоне завтра прошла гонка, сколько пит-стопов у вас было бы?
- От трех до пяти.
- Но не меньше?
- Не меньше трех - это сто процентов. Это просто невозможно. Три или четыре. Пять, наверное, все-таки слишком много.
- Три тоже немало?
- Такова структура шин. Даже если ты пытаешься сохранить колеса, едешь «еле-еле душа в теле» и пытаешься аккуратнее работать газом - все равно где-то после 15-го круга, а может даже быстрее, резина стирается. Вполне вероятно, в Австралии будет чуть по-другому. Но не в Барселоне. Пятнадцать кругов - это предел. Максимум еще два-три круга проехать можно, но никак не больше. В определенный момент наступает провал. Сначала ты теряешь полсекунды на круге, потом полторы, потом три - и так далее. Смысла оставаться на трассе с такими шинами нет. Верхний слой, который отвечает за сцепление с асфальтом, стирается полностью. У «Бриджстоуна» он держался намного дольше. А когда этого слоя не остается, колеса просто перестают держать трассу. Едешь, как по льду.
- Износ вообще невозможно контролировать?
- Пилоту - практически нет. Очень важна прижимная сила. Чем сильнее машину, грубо говоря, вдавливает в асфальт, тем лучше сцепление. Резина сильно стирается от пробуксовки. Каждый раз, когда ты либо в быстрых поворотах, либо на выходе из медленных нажимаешь на газ, колеса хоть чуть-чуть, но буксуют. Чем больше прижимная сила, тем пробуксовки меньше, соответственно и шины сохраняются дольше. Конечно, если «загрузить» машину, скажем, в пять раз сильнее, чем сейчас, то шины продержатся дольше, но о хорошем времени на круге можно будет забыть.
- В прошлом году резина только однажды заставила пилотов проводить два пит-стопа - на «Гран-при Канады».
- Тогда проблема была в другом. В Монреале шины деградировали, а не изнашивались. Они просто не работали, верхний слой зернился, колеса становились жесткими и не прилипали к трассе. Так что сравнивать нет смысла.
- Вы как-то сказали, что, допустив ошибку в одном из поворотов, с резиной «Пирелли» можно моментально потерять секунду.
- В принципе так было всегда. Но за этими шинами надо следить более тщательно. Они чувствительнее, их легче стереть. Чуть заблокируешь колесо - сразу образуется проплешина.
- Значит ли все это, что гонщики будут осторожнее в атаках?
- Совсем уж сильно никто перестраховываться не будет - это гонки. Но прежде чем затормозить чуть позже, десять раз надо подумать. Дальше есть риск поехать уже на «квадратных» колесах. Из-за этого возникает бешеная вибрация, а это неприятно сразу по двум причинам. Во-первых, вибрация передается на руль - можете представить, что ощущения на таких скоростях не из приятных. Во-вторых, приходится начинать торможения раньше, а это уже потеря времени.
СЛИШКОМ МНОГО КНОПОК
- Еще одна обсуждаемая новинка - регулируемое заднее антикрыло, которое призвано увеличить количество обгонов. Плюс система KERS: многие гонщики жалуются, что на руле стало слишком много кнопок.
- Проблема не в кнопках. Люди должны понимать, что, когда тебе приходится их нажимать, ты всегда смотришь на руль. Это опасно. Естественно, если ты борешься с кем-нибудь, то стараешься смотреть только на дорогу, но в определенный момент просто необходимо отвлечься. Плюс к этому - регулируемое антикрыло. Иногда ты должен рисковать, и, чтобы проехать быстрее, активировать его надо чуть ли не в повороте. Ну и, конечно, все опасаются, что оно может заклинить. Да, пока такого не было, но одного раза может оказаться достаточно. Если крыло не вернется в исходное положение, ты на скорости 250 км/ч так разложишь машину - мало не покажется.
- Нечто похожее было с вами в Бразилии, когда на тренировке отказал воздуховод...
| |