|
«Приходите вечером на стадион. Вы нас обязательно увидите. И услышите», - пообещал мне с утра один из активистов «Первого армянского фронта», движения болельщиков сборной Армении. И правда, все то время, что тренировка команды Вардана Минасяна была открытой для зрителей, на трибунах не умолкало стройное: «Хаястан! Хаястан!».
«КЛУБНЫХ ПРИСТРАСТИЙ У НАС НЕТ»
- «Хаястан» - это значит Армения, - рассказывают мне ребята спустя десять минут после нашего совместного ухода с занятия армянской сборной. - Движение наше создано в 2007 году. У сборной тогда был удачный период - мы выиграли четыре матча подряд. И вот на волне патриотического подъема мы, болельщики, решили объединиться. Сейчас у нас около 220 постоянных членов. В основном в возрасте от 18 до 30 лет. Плюс много сочувствующих - тех, кто в движение не входит, а просто поддерживает наши акции.
- Почему такое название - «Первый армянский фронт»?
- Первый - потому что на трибуне сидим в первых рядах. Почему армянский - понятно. Потому что поддерживаем сборную и наши клубы, которые выступают в еврокубках. Причем большинство из нас никаких конкретных клубных пристрастий не имеют. А фронт - потому что боление для нас - это борьба за победу. Только футболисты воюют за нее на поле, а мы - на трибунах. Все 90 минут не позволяем себе расслабиться: скандируем, поем, танцуем... Делаем все, чтобы создать праздничную атмосферу и вдохновить футболистов. При любом счете. «Если осталась хоть одна минута, еще есть шансы на победу» - это, если хотите, наш девиз.
- А ваш символ - орел?
- Да. Эта птица присутствует на Государственном флаге Армении. И одновременно является символом нашей сборной.
- Ваша организация независима от Федерации футбола?
- Независима. Живем на взносы. Но федерация нам помогает. Иногда предоставляет билеты, иногда - технику.
- Всероссийское объединение болельщиков имеет своего представителя в исполкоме РФС. Вы до такого еще не дошли?
- Нам предлагали место в исполкоме. Пока неофициально. Но мы еще даже не решили, нужно ли нам это.
«ПРОВОКАЦИЙ НЕ БУДЕТ»
- Что готовите к матчу со сборной России?
- Пока это сюрприз. Но все будет в рамках «фэйр плей» и законов футбола. Нам кажется, предстоящий матч - хороший способ для дальнейшего сближения, а не разъединения наших народов. Россия и Армения всегда умели дружить.
- Тем не менее российских болельщиков тут готовятся встречать не слишком по-дружески - зарешеченный сектор и даже чуть ли не алкотестеры при входе на стадион...
- Причина известна: у русских фанатов - не самая хорошая репутация. В этом плане они находятся на одной ступеньке с греками, турками, англичанами. Вот вы сами не думаете, что возможны беспорядки?
- Ну что вы! Наши болельщики - сущие ангелы. Особенно когда трезвые. У вас, кстати, не было с ними никаких контактов перед их приездом?
- Нет. Нам кажется, русские фанаты нас недооценивают. Что ж, посмотрим на стадионе, чья поддержка окажется более весомой. А что касается конфликтов, то мы их ни в коем случае не хотим. И с нашей стороны никаких провокаций однозначно не будет.
«БАННЕРЫ ПРИГОТОВИЛИ НА ТРЕХ ЯЗЫКАХ»
- Слышал, вы уже что-то репетировали на стадионе...
- Наше ядро - человек 50 - репетирует постоянно. Но поскольку матч впереди знаковый, несколько дней назад мы постарались собрать на стадионе как можно больше болельщиков. Пришло около 300 человек. Думаем, во время игры этот опыт нам поможет.
- Футболка с номером 12 - ваших рук дело?
- Да, это мы ее принесли. Но она будет во время матча только во время гимна. Баннеров, кстати, тоже приготовили много. И на армянском, и на русском, и даже на английском.
- Какие-то музыкальные инструменты во время матчей вы используете?
- Барабан, зурна, доол - это то, чем вооружены армянские болельщики. Зурна - духовой инструмент, что-то вроде дудки. А доол (армяне говорят «дхол», причем второй звук - нечто среднее между «х» и «г». - Прим. ред.) - это удлиненный барабан.
- Как вы относитесь к тому, что сборная Армении закрылась перед матчем и информация о ее подготовке - крайне скудная?
- Спокойно. Пару лет назад, когда к нам приезжала сборная Турции, тоже был серьезный ажиотаж. А футболисты у нас молодые. И прессинг со стороны болельщиков и журналистов выдержали не все. Все закончилось поражением со счетом 0:2. Если сейчас результат будет другой, значит, все делали правильно. И мы готовы потерпеть без новостей. В любом случае наша работа - за 90 минут выложиться так, чтобы потом на неделю потерять голос.
| |