|
Российский артхаус осваивает формат 3D
В Москве состоялась премьера киноальманаха «Эксперимент 5IVE», состоящего из мининовелл пяти режиссеров. Перед заключительной короткометражкой на экране возник титр с просьбой надеть 3D-очки. С автором первого российского артхаусного проекта, снятого в формате 3D, Алексеем Попогребским встретилась обозреватель «Известий» Лариса Юсипова.
известия: Меньше всего мы рассчитывали в этом году увидеть российский 3D-фильм от режиссера авторского кино. Идея возникла, когда вы получили исходные данные проекта или раньше?
алексей попогребский: Все не случайно. Я вынашиваю сценарий полнометражного фильма, и для истории, которую я на этот раз собираюсь рассказать, 3D просто необходимо. Прошлым летом я поехал в Берлин, на мастер-класс по 3D-кино. А к моменту моего возвращения оттуда поступило предложение от продюсера Артема Васильева поучаствовать в альманахе. Идея короткометражки родилась у меня буквально за два дня. Для ее воплощения тоже необходима была технология трехмерного изображения.
и: К короткометражке мы вернемся, а пока расскажите, пожалуйста, про будущий полнометражный проект.
попогребский: Подробно рассказывать не буду. Скажу лишь, что, как я и обещал, главным персонажем для разнообразия - по сравнению с моими предыдущими фильмами - будет девушка. Весь сюжет разворачивается в интерьере.
и: Когда в Россию приезжала съемочная группа «Аватара», я брала интервью у Сигурни Уивер, и она говорила, что технология 3D очень подходит для камерной мелодрамы. Когда зритель может оказаться между разговаривающими в комнате людьми. Для вас важен именно этот эффект?
попогребский: Не совсем. Но посмотрите, что сейчас происходит. Вернер Херцог снимает фильм в 3D про наскальную живопись. Вим Вендерс - про Пину Бауш. А Бертолуччи - вообще про каких-то детей подземелья. При этом Вендерс рассказывает, что хотел снять этот фильм еще двадцать лет назад, но не мог понять, как добиться ощущения присутствия. И только 3D-технология дала ему такую возможность. Для меня иллюзии восприятия, особенности восприятия - одна из любимых тем еще со времен обучения на факультете психологии МГУ. То, как мы что-то воспринимаем, оказывает сильнейшее влияние на формирование нашей личности. Так что для моей полнометражной картины 3D необходимо как средство драматургии.
и: Не кажется ли вам, что пока - возможно, из-за этих очков дурацких - 3D воспринимается как какой-то компьютерный фокус, аттракцион?
попогребский: Конечно, и это неизбежно. Когда появлялись звук, цвет, широкий экран, долби-стерео, все это поначалу казалось аттракционом. А дальше - проблема сценариста и режиссеров, как это будет трансформировано в историю, в мое любимое понятие storytelling. Фильм «Война и мир» без широкого экрана существовать не может. «Как я провел этим летом» желательно смотреть со звуком dolby, чтобы возникло погружение в мир героев. Ну и параллель у меня получилась...
и: Вы ведь впервые участвуете в альманахе?
попогребский: Да. Жанр короткого фильма, как и рассказа, - очень трудный. Даже если в основе истории не лежит анекдот, ирония и самоирония должны присутствовать.
и: Вы сказали, что идея короткометражки возникла у вас за два дня. Как вы ее сформулировали?
попогребский: Не всегда то, что мы видим, является таким на самом деле. В картине два мира, один из которых оказывается не тем, чем кажется.
и: Но по большому счету и второй мир может оказаться иллюзией.
попогребский: Это тоже можно было бы обыграть. Но тогда понадобились бы не пять минут, а десять и гораздо больший бюджет. А если серьезно, то кино на плоском экране - это иллюзия реального изображения. Но и кино объемное - тоже иллюзия. В своей студенческой курсовой работе я как раз и размышлял о том, что иллюзии - отнюдь не ошибки восприятия, а проявления того, как мы существуем в этом мире.
и: В альманахе одна история - Петра Буслова - снималась в Гоа и идет на английском. Другая - Игоря Волошина - снималась во Франции, соответственно на французском. Вы снимали в Берлине, но вообще без слов.
попогребский: Я специально не узнавал заранее, что сняли другие. Относительно меня, я поставил перед собой задачу обойтись вообще без диалогов. Фильм построен исключительно на пластике, потому что мне хотелось сделать универсальную историю. А в Берлине я снимал в первую очередь по технологическим причинам. Техника для съемки в 3D приехала на три дня из Мюнхена. Художник, с которым я хочу работать на своем следующем полном метре, живет в Берлине. Съемочная группа подобралась там же.
и: Но у вас ведь и в Москве замечательная команда - например, оператор Павел Костомаров. Или все они, в отличие от вас, не увлечены идеей 3D?
попогребский: Дело не в этом. Для сложного технологического кино важен конвейер. У нас есть очень одаренные люди, но, когда я смотрел, как четко, дотошно и талантливо работают, к примеру, декораторы и реквизиторы в Берлине, мне становилось печально. Среднее кинематографическое звено, люди, которые качественно и без понтов делают свое дело, - у нас большая редкость.
и: Сколько времени вы работали над короткометражкой?
попогребский: В общей сложности полгода. Но сняли все за три дня. Правда, смены были по 17 часов.
и: Как же вам профсоюзы такое позволили?
попогребский: Профсоюзы - это в Америке. Германия гораздо ближе к нам и, по счастью, там все немного проще. Но какие-то наши придумки мы, к сожалению, не сумели втиснуть в эти три дня.
и: Весь постпродакшн тоже шел в Германии?
попогребский: Нет. Только визуальные эффекты - их делали на той же студии, что и последний фильм Вима Вендерса. А звук, музыку и монтаж - в Москве.
и: У меня возник деликатный вопрос. Вся эта 3D-история очень недешево стоит, даже в формате короткометражки. Что уж говорить о полном метре. Вы же находитесь в нише авторского кино, которое по-прежнему финансируется Минкультом, и бюджеты достаточно скромные...
попогребский: Да. Это действительно проблема. Я вынашиваю свои сюжеты годами, и для меня каждая работа - этапная. Язык, средства и техника должны идти от истории. Мою нынешнюю историю не ужать в рамки обычного финансирования Минкульта. Сейчас наш продюсер Роман Борисевич пытается понять, как со всем этим быть. Поэтому я пока не называю сроков. Ясно только, что подготовка должна быть очень подробной. Ведь даже для короткометражки мы сначала сделали 3D-аниматику, чтобы посмотреть, как будет все это работать. Это необходимо, поскольку техника для съемки очень громоздкая, и любая перестановка длится минимум час. Я так для себя в шутку сформулировал: если выставили кадр и он тебе не нравится, посмотри на него еще раз и надейся, что понравится. Так что полный метр в 3D - это действительно очень серьезная история.
* * *
Тайна черного конверта
Помимо Алексея Попогребского в альманахе приняли участие Петр Буслов, Александр Велединский, Игорь Волошин и Андрей Звягинцев. «Эксперимент 5IVE» спонсировался популярным на рынке потребительских товаров брендом, и это не первый опыт подобного рода. По условиям, предложенным продюсером Артемом Васильевым, каждая короткометражка должна начинаться с одного и того же ролика. Во всех подробностях показано, как из принтера выползает фотография. Затем некто, остающийся в тени, укладывает ее в черный конверт. Герой каждой из новелл обнаруживает этот конверт, а в нем - свое собственное изображение в данный конкретный момент.
Это могло бы стать завязкой триллера, но наши ведущие артхаусные режиссеры пошли по иному пути. Четыре из пяти новелл (каждая длится в среднем по пять минут) - это некое многозначительное, местами довольно напыщенное высказывание на тему бытия и определяющего его сознания. Исключение составляет короткометражка Алексея Попогребского «Капля крови» (в оригинале «Bloodrop»). Есть молодой человек (Григорий Добрыгин), который попадает в картину, висящую на стене комнаты, и все, к чему он прикасается в новой реальности, вдруг из объемного становится плоским. А потом герой возвращается обратно в свой трехмерный мир - но не один... Остроумный пластический этюд на тему жизни и ее отображения. И никаких посланий к человечеству.
Лариса Юсипова
| |