|
В Москве в галерее «Проун» открылся новый выставочный проект «День печати», который объединил произведения русских и европейских художников ХХ века. Большую часть произведений на выставке представляют коллажи, где в качестве основного элемента используются фрагменты печатных средств массовой информации.
Как художественное явление коллаж появился в начале XX века. Считается, что первая работа в этом жанре была выполнена Пабло Пикассо, который в своем произведении в качестве материала использовал папиросную бумагу. В галерее «Проун» - вся история развития коллажа.
«Это работа Пониткова в период перестройки. Мы видим, что автор помещает вырезку из издания с изображением Сталина в совершенно бытовой предмет - кастрюлю. И там написано: во все», - показывает Елена Куприна-Ляхович, искусствовед.
Для художников-концептуалистов текст имеет первостепенное значение. Книга - как компас, который указывает путь и как окно в мир.
«Это объект группы "Перцы", который представляет собой книжечку Тараса Шевченко, в которую вставлен дверной глазок, он обозначает, что мы смотрим на мир через печатное слово», - объясняет Елена Куприна-Ляхович.
«Один из сюрпризов нашей выставки - как мне кажется, важный, потому что мы здесь показываем работы европейских художников-дадаистов, которые традиционно используют коллаж, куда включают вырезки из газет - это представители европейского авангарда», - говорит Марина Лошак, куратор выставки.
Адольф Хофмейстер - один из представителей европейского авангарда. Французский дадаист чешского происхождения. Он приезжал во Францию дважды - сначала как художник, затем как посол чешской республики. Эти портреты французского художественного бомонда написаны уже не художником, а дипломатом. Например, портрет Марка Шагала.
«Тут присутствуют такие животные, которые встречаются в простой деревне, откуда, в общем, родом Марк Шагал, но в тоже время тут присутствуют экзотические животные - крокодил, попугай. Это показывает, что Марк Шагал вырвался из местечкового окружения, попал в другую среду», - поясняет Мария Салина, куратор выставки.
В свое время театру предрекали смерть в связи с появлением кино, сегодня говорят о смерти книги в связи с развитием Интернета. Но печатное слово не исчезает, напротив, приобретает больший вес. Недаром даже авторы так называемой «сетературы» мечтают увидеть свои опусы напечатанными на бумаге старым добрым гутенберговским методом.
| |