|
Неосмотрительность любителей зимней рыбалки стала основой для настоящей индустрии, которую организовали обитатели хуторов и сел, окружающих озера и водохранилища в Ростовской области. За деньги горе-рыбакам предлагают поднять со дна провалившиеся под лед машины. Какие клады ищут водолазы в Веселовском водохранилище Ростовской области, выяснял корреспондент «Вестей ФМ» Ярослав Лукашев.
Лукашев: На градуснике - уверенный плюс, но, несмотря на это, лед на Веселовском водохранилище выглядит вполне прочным. Его иллюзорная незыблемость стоила жизни уже не одному рыбаку, рассказал житель хутора Маныч-Балабинка Федор Столин.
Столин: Без машин даже - пешком проваливались. Вот дня три тому назад: идет-идет по льду - бульк. А там глубина самое малое шесть метров.
Лукашев: Про машины на льду Федор Столин упомянул не зря. Пешие рыбаки, провалившиеся под лед, становятся в хуторе темой обсуждения, а вот когда под водой оказывается автомобиль, хуторянам становится не до пересудов. Праздные разговоры сразу уступают место деловой беседе. Как и все обитатели Маныч-Балабинки, Игорь Витунов прекрасно ориентируется в расценках на спасение железного коня.
Витунов: Денег минимум двадцатка, 20 тысяч. Любая машина. Конечно, если не тяжелая здорово. Тяжелую хрен достанешь. А такая, средненькая машина - двадцатник. Водолаз за зацепку, за работу берет семь-восемь тысяч, а остальные - ребятам за работу: лебедкой тянули, доставали и все такое.
Лукашев: Несложно догадаться, что ключевая фигура в машиноспасательном бизнесе прибрежного хутора - водолаз. Работа подо льдом требует особой квалификации и серьезной подготовки. Как правило, специалистов такого уровня даже в крупном городе можно пересчитать по пальцам. В райцентре - хуторе Веселый - таких двое. Местные жители знают их как Сергея и Жору. Встретиться лично ни с Сергеем, ни с Жорой не удалось - весна для них самый горячий сезон, буквально от рассвета до заката оба водолаза работают, перемещаясь по Веселовскому водохранилищу каждые полчаса. Даже на то, чтобы дозвониться до одного из них, ушли сутки. Свою фамилию и расценки по телефону Сергей называть не стал, но рассказал, как затонувшие машины оказываются на берегу.
Сергей: Привязываем специальные камеры, баллоны водолазные забиваем. Накачиваем камеры, поднимается машина и катером транспортируется к берегу.
Лукашев: Как только всплывший автомобиль оказывается в нескольких метах от берега, его цепляют тросом и с помощью лебедки вытаскивают на сушу. Правда, результат такой операции владельца машины может разочаровать, говорит Игорь Витунов.
Витунов: Камеру надуешь - она выдавит все стекла, а потом еще крайним будешь. Машина утонула вроде целая, а камеры накачали - они все стекла повыдували. Всплыла - а он говорит: а что вы мне сделали, все повыдавливали! А мы что сделаем? И начинается сыр-бор: «я прав, ты неправ» и все такое.
Лукашев: Посчитать точное количество машин, покоящихся на дне даже одного водохранилища, возможным не представляется. Официальная статистика говорит о считанных единицах, местные жители счет ведут на десятки, утверждая, что многие из владельцев утонувших автомобилей официальные структуры минуют, сообщая о происшествии сразу хуторским водолазам. Так или иначе, автоспасательный бизнес в прибрежных хуторах процветает. И не последнюю роль в этом играет отсутствие помех со стороны МЧС. Как говорят спасатели, так хотя бы самые злостные нарушители запрета выходить на лед платят своеобразный штраф - от двадцати тысяч за подъем машины со дна. И как минимум столько же - за ее восстановление в автомастерской.
| |