|
5 августа 2010 года на российские экраны выходит фильм «Призрак», монтаж которого режиссеру Роману Полански пришлось завершать под домашним арестом в Швейцарии, ожидая экстрадиции в США по обвинению в преступлении 35-летней давности.
На 60-м Берлинском международном кинофестивале картина принесла Полански «Серебрянного медведя» за режиссуру - и, как становится ясно после просмотра «Призрака», это был отнюдь не утешительный приз затравленному полицией и прессой кинематографисту...
Наполеон Бонапарт говорил, что у политики нет сердца - только голова. Главный герой нового фильма Романа Полански (Юэн Макгрегор), судя по всему, не знал знаменитого афоризма, поскольку убедил крупное издательство в том, что сумеет достучаться до сердца отставного премьер-министра Великобритании Адама Ланга (Пирс Броснан ) и допишет мемуары политика, сделав их реально интересными для читателей. Литературный раб и представить себе не мог, насколько призрачными были его намерения: Лангу выдвинули обвинение в некогда совершенном военном преступлении, и безымянному автору пришлось забыть о сердечных разговорах с бывшим премьером. Все, что ему осталось, - вести собственное журналистское расследование, спать с женой Ланга (Оливия Уильямс) и молиться, чтобы его писательские перышки «случайно» не разлетелись по ветру, подобно листкам огромного литературного труда.
Кто такой Адам Ланг? «Агент американских спецслужб», - на протяжении большей части экранного времени полагает главный герой. «Кинообраз Тони Блэра », - могут допустить отягощенные интересом к политике зрители. Благодаря сотрудничеству с писателем Робертом Харрисом, водившим дружбу с 73-м британским премьер-министром, Роман Полански снял кино, в том числе отвечающее идее, что Великобритания сегодня не имеет собственной внешнеполитической позиции и раз за разом совершает проамериканские действия. Адаму Лангу предъявляются те же обвинения, что в свое время были выдвинуты в адрес Тони Блэра: санкционирование незаконного захвата подозреваемых в терроризме и передача их ЦРУ для допросов с применением пыток. На сходство киношного экс-премьера с реальным указывает множество деталей. В этом смысле, у российских зрителей, в отличие от американских и уж, тем более, британских, есть существенное преимущество - нам проще абстрагироваться от обилия аллюзий и сосредоточиться на художественном полотне триллера, которое, надо сказать, получилось у Романа Полански весьма и весьма впечатляющим, а главное - ровненьким, несмотря на его ниточную многосоставность.
«Призрак» - достойный пример кино с двойным дном, то есть классического артмейнстрима. С одной стороны, фильм интересно смотреть как бы не задумываясь - режиссер ловко ведет зрителя по лабиринтам истории, захватывающей, полной хичкоковского саспенса. С другой - Полански ненавязчиво затрагивает целый ряд серьезных тем: он размышляет о феномене власти, о предательстве и преданности, о неизбежной для любого публичного деятеля изоляции от общества, об опасной игре в политику. Окрас у этих размышлений, откровенно говоря, мрачноватый - под стать атмосфере фильма, действие которого происходит промозглой американской зимой. Однако пейзаж - едва ли не единственное - помимо финала картины, несколько демонизирующего ЦРУ, - напоминание о некогда имевшейся у Романа Полански склонности к инфернальному. В политическом триллере «Призрак» мало безумия - сплошная рассудочность. Все - как завещал Наполеон Бонапарт.
| |