WSJ проанализировал, как землетрясение 11 марта сказалось на ее основных отраслях.
Япония играет более важную роль в мировом разделении труда, чем были склонны считать аналитики: остановка производства и нарушение поставок ключевой промышленной продукции после землетрясения 11 марта ставит под угрозу целые отрасли и компании, выяснил The Wall Street Journal. Мир внезапно осознал, что Япония делает 60% кремниевых пластин для полупроводниковой промышленности, 90% спецсмол для нанесения токоведущих дорожек на печатные платы и 60% датчиков массового расхода воздуха для автомобилей.
WSJ провел анализ воздействия этого фактора по отраслям, показав, что заводы по изготовлению микрочипов могут столкнуться с нехваткой материалов, а японским автопроизводителям придется уступить часть рынка США и Европе.
Полупроводниковая промышленность
По оценке iSuppli IHS, Япония производит 60% кремниевых пластин, которые используются для изготовления компьютерных чипов. Закрытие двух заводов снизило поставки на четверть. Размер потенциального ущерба компаний отрасли зависит от того, как скоро заводы вернутся к полному производству и как скоро на других заводах начнут делать аналогичную продукцию.
Восемь заводов Renesas Electronic Corp пострадали от землетрясения и сейчас находятся на различных стадиях восстановления. Шесть заводов ON Semiconductor Corp. находятся в зоне, срадающей от перебоев питания.
Два завода Toshiba по производству чипов и жидкокристаллических матриц также пострадали. Texas Instruments Inc. в результате катастрофы потеряли 10% своего дохода в 2010 г., восстановление продлится до сентября.
Электроника и электротехника
Производители электроники пока не сократили производство, пишет WSJ.
Японская Nintendo Co., например, по-прежнему намерена представить в США Nintendo 3DS 27 марта. Официальные лица компании заявляют, что никто из их сотрудников в Японии не пострадал, и все оборудование осталось цело.
Компания Apple отказалась комментировать влияние катастрофы на ее производство. В новинку Apple Ipad2 входит 5 комплектующих, которые производятся в Японии, в т.ч. микросхема флэш-памяти Toshiba и электронный компас AKM Semiconductor Inc, оценила iSuplli IHS. Компания отмечает, что Apple сможет найти эти детали и в других странах.
Девять заводов Sony Corp. (всего 25 в Японии) были повреждены, пишет WSJ. На трех из них производство возобновлено частично, остальные шесть по-прежнему закрыты из-за дефицита компонентов. Возобновление работы всех заводов ожидается с 1 апреля, говорится в газете. Компания уверяет, что на поставках телевизоров и приставок Sony PlayStation это не скажется, поскольку они производятся не в Японии.
Заводы других компаний, не пострадавшие от катастрофы напрямую, были затронуты плановыми отключениями электроэнергии и инфраструктурными проблемами. Sharp Corp.заявила, что ее завод по сборке телевизоров в Точиги возобновил свою работу с 15 марта, но с сокращением рабочей смены.
Автопром
В 2010 г. в мире было продано 9 млн автомобилей японского производства, еще 4,9 млн - в самой Японии. Японским автопроизводителям до конца этого года придется уступить место, особенно на развивающихся рынках, производителям из США, Кореи и Европы, пишет WSJ. Toyota Motor Corp.из-за неприятностей в прошлом году теряет свою долю рынка, проигрывая, в основном Hyundai Motor Co. Ford Notor Co. и General Motors в прошлом году заработали вместе более $10 млрд.
Землетрясение создало проблемы для американских и европейских автопроизводителей, но негативное влияние должно быть краткосрочным, поскольку поставщики имеют широкий региональный разброс, пишет газета. Большинство автомобилей, проданных в Северной Америке, были сделаны там же. То же можно сказать о Европе, Китае и Южной Америке. Таким образом, «цепной реакции» из-за землетрясения в Японии на автомобильном рынке пока что не произошло.
Но мировые автопроизводители с трудом справляются из-за закрытия завода Hitachi Ltd. в Японии, который производит датчики объемного расхода воздуха, поступающего в двигатели. Доля поставок Hitachi составляет 60%. На этой неделе был закрыт General Motors Co. В Луизиане, и Peugeot-Citroen сократила производство в большинстве европейских заводах.
Черная металлургия
В 2010 г. Япония обогнала Китай и стала крупнейшим экспортером стали. Несмотря на ожидаемое снижение в производстве стали, большая волатильность на рынках наблюдаться не будет, пишет WSJ. Причина в том, что большинство стран все еще ощущают последствия мировой рецессии: по данным World Steel Association, основные заводы в 64 странах задействуют только 82% мощностей. Аналитики прогнозируют, что производство стали в Японии может сократиться на 20% (на 24 млн т ежегодно) в течение трех месяцев. Производство стали очень энергоемко, поэтому сталелитейные производства в Японии сильнее других страдают он дефицита энергобаланса после аварии на АЭС «Фукусима-1».
Общее машиностроение
Последствия землетрясения создадут проблемы для мировых производителей оборудования. Однако некоторые промышленные компании говорят, что в долгосрочном периоде восстановление после катастрофы в Японии может привести к росту. Американские компании уже были предупреждены, что поставки экскаваторов из Японии задержатся на 60 дней. Директор CNH Construction заявил о том, что компания рассматривает альтернативных поставщиков.
Сделать это непросто: японские компании, в том числе Komatsu Ltd и Construction Machineri Co. доминируют на рынке производителей экскаваторов и экспортируют их по всему миру.
В то же время японская компания Caterpillar, производящая экскаваторы, погрузчики и тракторы, указывает на то, что никаких значительных нарушений в экспортных поставках у нее не было. Представители компании говорят, что восстановление Японии будет стимулировать спрос на строительство. По словам представителя американского подразделения Komatsu, 10-15% поставщиков Komatsu в Японии испытывают проблемы, связанные с производством.
Пищевая промышленность
Япония сильно зависит от импорта продуктов, поэтому экспорт занимает сравнительно небольшую долю: в 2009 г. она экспортировала сельхозпродукции на $3,27 млрд, 45% из которых пришлось на экспорт морепродуктов, подсчитала Организация внешней торговли Японии. Из-за опасений радиационного загрязнения продуктов питания, пищевой экспорт Японии находится под угрозой. Ученые говорят о том, что риск загрязнения минимален, даже для морепродуктов.
Но США уже ввели запрет на импорт молочных продуктов, фруктов и овощей из зараженных районов Японии. Сингапур также приостановил закупку молочных продуктов, мяса, фруктов и овощей. Южная Корея и Таиланд подвергают продукты из Японии более тщательным проверкам.
Розничная торговля
Японский рынок сохраняет лидирующие позиции по размещению на нем известных брендов, таких как Tiffany & Co, Gap Inc., Polo Ralph Lauren Corp. Последняя получает до 8% в Японии от общего ежегодного дохода в $5 млн, а Tiffany & Co - около 18%. Из 130 магазинов Gap в Японии, только 2 оказались в наиболее пострадавших районах.
Японская катастрофа в большей степени скажется на и так вялотекущих продажах бытовой техники и бытовой химии в развитых странах.
Химическая промышленность
Нефтехимическая промышленность в малой степени пострадала от бедствий в Японии. JX Nippon Oil & Energy Corp. и Mitsubishi Chemical Corp приостановили производство, чтобы справиться с временными отключениями электроэнергии. Многие заводы уже вернулись в режим нормальной работы и постепенно наращивают производство, чтобы восполнить потерянное время. Исключениями являются Maruzen Petrochemical Co. и Cosmo Oil Co: эти два завода пострадали от пожара и еще долго не смогут функционировать. Большую часть производимой продукции нефтехимии Япония потребляет сама: этилен и полипропилен используются для изготовления пластмасс. Экспорт же в основном приходится на соседние азиатские государства.
Для мировой торговли важно производство эпоксидных смол и других малотоннажных пластмасс: они используются в электрических двигателях, компьютерных схемах и для автомобильных покрытий. Из-за отсутствия поставок из Японии, в США автопроизводители, в частности General Motors, сокращают выпуск некоторых авто.
По словам Credit Suisse, страна производит 90% смол, используемых для печатных плат. Пока что эти продукты еще есть в запасах Восстановительные работы будут стимулировать спрос в нефтехимии, считают отраслевые эксперты. Однако старение японского населения приведет к сокращению внутреннего рынка, пишет WSJ.
Энергетика
Проблемы с ядерной энергией могут временно увеличить долю ископаемого топлива в энергобалансе страны. Пострадавшие реакторы обеспечивали 8% установленной мощности Японии. На их восстановление уйдет несколько лет. Большая часть потребления в этот период придется на природный газ, его доля вырастет до одной трети, считают в Управлении энергетической информации США. Уже сейчас Япония является крупнейшим импортером сжиженного газа. Ожидается всплеск спроса и на рынке СПГ. Россия пообещала увеличить количество поставок природного газа в Европу по трубопроводам и поставлять больше СПГ в Японию танкерами.
Потребление нефти также возрастет, поскольку Япония задействует резервные дизель-генераторы. Затраты в некоторой степени будут компенсироваться снижением объемов экономической деятельности в стране.
Кризис в мировой ядерной энергетики может продолжаться десятилетиями, но в долгосрочной перспективе низкий уровень парниковых газов, который она выбрасывает, обеспечит ей глобальную роль в глобальной энергетической системе, говорит вице-президент Exxon Билл Килто.
Финансовый сектор
Глобальные банки могут понести убытки по кредитам и пострадать от валютной нестабильности. Ожидается «массовый бум реконструкции в сфере недвижимости и инфраструктуры», прогнозирует главный экономист Citigroup Inc. Вильям Буйтер.
Страховая компания American International Group и перестраховщик Swiss Re оценили свой ущерб в $700 млн и $1,2 млрд. По прогнозам Moody's, глобальные страховщики, такие как Lloyd's of London, будут поглощать значительную часть потерь. Акции трех крупнейших японских страховых компаний Tokio Marine Holdings Inc., Mitsui Sumitomo Insurance и Sompo Japan Insurance упали на 20% в первые десять дней после катастрофы.
Туризм
Руководство американских авиакомпаний считает, что Япония недолго будет испытывать нехватку туристов. Ущерб могут понести сети отелей в Тихоокеанском регионе из-за снижения потока японских туристов. Некоторые отели, такие как Radisson, не принимают новые брони до конца марта из-за неуверенности в поставках топлива и продовольствия. По словам Симон Барлоу, владеющей брендом Radisson, еще рано говорить о более длительном воздействии, вероятность того, что сократится выездной туризм, намного больше. Он может снизиться на 10%.
Крупнейший американский перевозчик Delta Air Lines Inc. оценил временные убытки от ежедневных рейсов в аэропорт Токио в $250-400 млн от доходов компании в 2011 г. United Continental Holdings Inc. и AMR Corp.'s American Airlines до сих пор не приостановили рейсы в Японию.
Выиграть от сложившейся ситуации могут компании, производящие строительную технику: по некоторым оценкам, на восстановление после землетрясения потребуется до $200 млрд. Большую часть трат возьмет на себя правительство страны, на долю страховых компаний придется около пятой части от общей суммы ($40 млрд). Скорость восстановления Японии будет определять степень тяжести дефицита и масштабы ущерба, который понесет бизнес по всему миру.
Землетрясение в Японии: все новости