|
Четвертую часть асфальтовых тротуаров в Москве заменят нынешним летом на плитку. Столичному градоначальнику не нравится асфальт - летом он плавится, а осенью имеет непрезентабельный вид. Когда и где именно начнут укладывать плитку и какие компании этим займутся, пока непонятно: в мэрии еще не разработали проект, хотя говорят, что готовы замостить 4 млн кв. м столичных тротуаров. Известно, что работы начнутся в пределах Садового кольца.
В пятницу власти Москвы заявили, что в ближайшее время в Москве заменят асфальт на тротуарную плитку, а в столичных дворах оборудуют по три десятка дополнительных машиномест.
Москву заложат плиткой Сергей Собянин распорядился выделить дополнительные средства на улучшение состояния тротуаров. «У нас около 90% тротуаров покрыто асфальтом, летом он плавится, осенью имеет непрезентабельный вид. Дайте свои предложения по улучшению покрытий тротуаров», - сказал Собянин.
«А то иногда люди сами прокладывают свои тропинки, так называемые народные тропы», - посетовал мэр. Предложения не заставили себя долго ждать. Почти 4 млн квадратных метров асфальтового покрытия в пределах Садового кольца в Москве заменят на тротуарную плитку в 2011 году, отрапортовал в пятницу заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
«Мы сейчас готовим пилотный проект, чтобы в пределах Садового кольца в этом году 4 млн квадратных метров тротуара сделать с покрытием», - заявил чиновник, отметив, что всего в городе покрыто асфальтом 17,5 млн квадратных метров тротуаров.
В какую сумму Москве обойдется обновление тротуаров, пока не известно. В нынешнем году в столичной казне на ремонт городских дорог запланирована беспрецедентно большая сумма - 123 млрд рублей. Однако, в законе о бюджете 2011 года, принятом Мосгордумой, нет отдельной строчки о замене асфальта на мощеные тротуарыу.
«Расписывать тротуары в бюджете не требуется, - заявил "Газете.Ru" зампред бюджетно-финансовой комиссии городского парламента Александр Милявский. - Ремонт проводится в рамках тех средств, которые выделяются на строительство и ремонт всех дорог.
В городе много средств направляется на ремонт дорог, чтобы они были хорошими и гладкими. Это всегда было, есть и будет». По словам депутата, замена разрушающегося асфальта в пределах Садового кольца «очень правильное и своевременное решение».
Впрочем, другой член бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы, коммунист Вадим Кумин считает, что замена асфальта на площади в 4 млн квадратных метров - просто дикость.
«Никакого разговора об этой программе в момент принятия бюджета не было, - заявил он "Газете.Ru". - Фракция КПРФ будет запрашивать дополнительную информацию. И если это действительно так и будет принят соответствующий распорядительный акт правительства Москвы, мы будем выступать против. Это далеко не первоочередная вещь». С тем, что для бюджетных миллиардов можно было бы найти более достойное применение, согласились и некоторые депутаты-единороссы, уточнившие, впрочем, что эти их слова не являются официальным комментарием.
Между тем, формально повлиять на решение мэрии депутатам будет сложно. Распределение средств внутри бюджетной статьи - прерогатива исполнительной власти. Городская адресная инвестпрограмма и прежде была крайне непрозрачной. Но в этом году правительство Москвы вообще получило право осуществлять распределение заранее зарезервированных средств. Это касалось и зарезервированных за департаментом финансов дополнительных 123 млрд рублей на дорожно-транспортное хозяйство без конкретизации целей.
Какую именно плитку столичные власти собираются укладывать на тротуары, кто станет подрядчиком этих работ, и у каких фирм будет закупаться дорожное покрытие, пока также не известно.
По словам специалистов, для городских тротуаров подойдет плитка толщиной не менее 6 см (если на нее будет заезжать транспорт, то 8 см). Цена 1 кв. м качественной плитки по оптовым ценам - от 300 до 500 рублей (плитка толщиной в 8 см будет стоить около 500 рублей).
Таким образом, только на саму плитку из горбюджета уйдет не менее 1,2 млрд рублей. Однако общая цена вопроса будет гораздо больше.
«Для того, чтобы положить плитку, земля должна быть размороженной и просушеной, необходимо выровнять грунт, положить щебень, потом слой геотекстиля, песка. Только после этого можно приступить непосредственно к укладыванию плитки. Также необходимо использование виброкаптита - машины для укладки плитки. Без спецтехники 4--5 человек укладывают в день 100 кв. м этой плитки», - пояснил «Газете.Ru» представитель отдела продаж фирмы СИЯН Павел Сорокин. По его словам, «в Ярославле, например, на такую работу вместе с материалом понадобится 6 млрд рублей».
«Есть 2 варианта плитки - вибропрессованая (сухая смесь отправляется в паровую камеру) и вибролитая (бетонная жидкая смесь кладется в пластиковую форму). У второго варианта хуже геометрия, морозоустойчивость у такой плитки слабая, так как более пузыристая консистенция получается. На Арбате, например, лежит вибропрессованная плитка, - сообщил Андрей Колесник из компании "Нобетек". - Морозостойкость плитки, соответствующей параметрам Садового кольца, должна быть 200 циклов (то есть плитка должна выдержать до -20 мороза 200 раз) в солевой среде, прочностью на сжатие - Б 22.5. Срок службы такой плитки оценивается минимально в 30 лет».
В компании ЖБИ-17 «Газете.Ru» также сообщили, что московские тротуары должны выкладывать вибропресованной плиткой. «Наша плитка пролежала на Арбата без ремонтов с 1983 года. Переложили ее только год-полтора назад. Прочность ношения у нее - 400 кг, водонепроницаемость - 6, морозостройкость - 200. - отмечают в ЖБИ-17. - Но ни один завод не в состоянии освоить нужный для столицы объем сразу, надо подключать еще заводы. Одна смена может сделать 1000--1100 кв.м. в день. Если это будет серьезный государственный заказ, то, увеличивая смену, можно сделать в 2,5 раза больше. Цена будет зависеть от того, как проектировщики решат организовать процесс».
Кому в итоге достанется выгодный заказ в Москве, должно стать известно сразу после проведения тендера. Тендерная процедура является открытой, и в конкурсной документации участников должны быть указаны также и поставщики материалов.
Кстати, когда Собянин стал одним из кандидатов в мэры столицы, эксперты анализировали его опыт работы губернатором Тюменской области и вспоминали, что при Собянине в Тюмени тротуары замостили плиткой.
Плюс 30 парковочных мест Еще одно указание мэра касалось создания в московских дворах дополнительных парковочных мест. «При благоустройстве дворов нам необходимо создавать дополнительное парковочное пространство. Состояние дворов у нас ужасающее, весь двор зачастую сплошь заставлен машинами, надо максимально упорядочить эту ситуацию», - посетовал Собянин в пятницу, добавив, что этот вопрос поднимали и горожане во время недавнего прямого эфира на ТВЦ.
В ответ Бирюков отметил, что ведомством предусмотрено создание в каждом столичном дворе 30 дополнительных машиномест.
«Нетрудно посчитать, сколько всего их будет. У нас 20 тысяч дворов». Посчитать новые машиноместа и профинансировать расходы по их созданию было сразу поручено руководителю департамента экономической политики и развития Марине Оглоблиной.
Постановлением правительства Москвы №4 от 18 января 2011 года на благоустройство дворов (без учета дополнительных парковочных мест) было выделено около 9 млрд рублей.
Как рассказали «Газете.Ru» в столичном департаменте ЖКХ, работы по комплексному ремонту и благоустройству дворов начнутся уже в конце апреля. Сейчас префектуры готовят списки дворов и проводит их инвентаризацию, а департамент проводит конкурсы среди потенциальных подрядчиков.
Член комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству, лидер фракции КПРФ Андрей Клычков считает, что в мэрии решили пойти по самому простому пути, который, впрочем, может вызвать серьезные протесты горожан. По его словам, на встрече с мэром депутаты фракции говорили о решении этой проблемы за счет строительства механизированных паркингов и создания машиномест в рамках новых строений с привлечением социально-ответственного бизнеса.
«Конечно, надо наводить порядок с хаотичной парковкой во дворах, с этим никто не спорит, - заявил Клычков "Газете.Ru". - И, наверное, можно найти в Москве дворы, позволяющие создать там и больше, чем 30 дополнительных машиномест. Но в целом по городу, и особенно в центре, это сделать нереально».
«Значит, поручение мэра будет выполняться за счет действующих плоскостных стоянок, зеленых насаждений и социальной инфраструктуры - детских и спортивных площадок», - заявил он.
«Сегодня в городских дворах машины и так стоят на газонах и детских площадках, ломаются ограждения, блокируется проезд уборочной техники и спецтранспорта, перекрываются входы в подъезды, - возражает зампред комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству, единоросс Валерий Скобинов. - Поэтому создание организованных парковочных мест - единственно возможный выход. Это абсолютно правильная инициатива, осталось только ее разумно реализовать». Где-то, возможно, и за счет газона, соглашается, депутат. Но это не значит, что будет урезаться объем зеленых насаждений, уверен он: «Во многих местах города успешно действуют экологические парковки», - а их цена даже дешевле стоимости асфальта.
По мнению Скобинова, к реализации программы в городе «будет разумный подход», и там, где из территории будет невозможно выжать дополнительные места или в них вообще нет потребности, делать этого никто не будет.
Директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев полагает, что при организации новых парковочных мест следует искать компромисс с учетом мнения самих горожан. Несмотря на заявленные 30 мест с двора, точное число мест, которые удастся оборудовать, назвать невозможно, подтверждает он.
«Думаю, средняя цифра в такова. Придираться к точности до десятка тут вряд ли можно. Компромисс, гражданские конвенции внутри дворов должны высвободить места на дворовых территориях, примеры по ряду дворов уже есть. Я думаю, что нового здесь ничего не может быть, - сказал Сарычев "Газете.Ru" - Искать согласие жильцов придется, но лет 10-15 еще нам придется жить и с плоскостными стоянками, и с легкими многоэтажными стоянками. Все города мира эту задачу решали».
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов отмечает, что в некоторых случаях количество парковочных мест во дворах можно увеличить путем сужения тротуаров.
Другие решения, которые теоретически возможно применить - строительство многоэтажных, либо подземных паркингов - весьма затратны, говорит он. «Я думаю, можно найти резервы - но тут главное не перегнуть палку. Например, в отдельных местах очень широкие тротуары во дворах. Очевидно, там нет необходимости делать их такими, потому что нет такого интенсивного пешеходного движения. Очевидно, что это самый простой и дешевый способ», - сказал эксперт «Газете.Ru». Вместе с тем, в существующей ситуации в Москве значительно увеличить количество парковочных мест достаточно сложно, признает эксперт: «В Германии существует практика, когда существующие здания переоборудуют в парковки, однако места там достаточно дороги».
Автор: Ирина Резник, Михаил Лобачев, Анастасия Матвеева
| |