|
Завтра в Мельбурне пройдет первая гонка нового сезона «Формулы-1». На ее старт выйдут единственный в чемпионате мира российский пилот Виталий Петров и единственная российская команда «Маруся Верджин». Накануне глава ее инженерного департамента Николай Фоменко дал эксклюзивное интервью «Советскому спорту».
У шоумена, актера и певца, гонщика и бизнесмена, а теперь еще и одного из боссов «конюшни» «Формулы-1» «Маруся Верджин» родилось столько афоризмов, что их уже можно издавать полноценным собранием сочинений. «А зомби здесь тихие». «Долги отдают только трусы». «Буду поздно, суп на полу. Вытри». «Велика Россия, а переспать не с кем». «"А" и "Б" сидели на трубе, а теперь сидят на алюминии».
Свой первый афоризм о «Формуле-1» Николай Фоменко придумал во время нашего разговора и по моей эксклюзивной просьбе:
- «Формула-1» начинается с вешалки. Поняли, в каком смысле? Это такое невероятное количество проблем, что очень хочется повеситься!
«Двадцать пять часов в сутки, и каждый день - понедельник». По такой формуле становятся шахматными королями. Чтобы стать Николаем Фоменко, в сутках должно быть 40 часов, и, что самое поразительное, он их находит.
Николай Владимирович оглашает мне свой график на ближайшие дни, и то, что для него нормально, для большинства из нас звучало бы как приговор: «Сейчас мы с вами общаемся, затем я сажусь в машину, еду в аэропорт, улетаю во Франкфурт-на-Майне, там у меня будет короткая встреча в аэропорту, после чего лечу в Австралию на гоночный уик-энд, затем оттуда сразу в Париж, из Парижа в Москву, из Москвы».
СПИЧКИ СЫПЛЮТСЯ СОВСЕХ СТОРОН
- Спасибо! Я все поняла! Только скажите, вы хотя бы пользуетесь органайзером, или держите все в голове?
- В голове я держу многое, но и органайзер у меня есть, и специальные люди, планирующие мои встречи, дела и перемещения. Иначе я бы, конечно, не справился. Очень помогают телефон и Интернет, но, с другой стороны, если бы не все эти новейшие сверхскоростные технологии, выигрывать в «Королевских гонках» было бы намного легче. А так получается, что задуманное в Австралии сбывается в Абу-Даби (смеется).
- Как с этим справляется ваша семья?
- Мои жена и дети привыкли к постоянным путешествиям. Может быть, если бы мне было года двадцать два, я бы не выдержал таких расставаний, но это длится уже много лет. Когда я был гонщиком, я проводил по 32 недели в году на трассах, за рулем... Ну и, конечно, у меня нетипичная семья. Для среднестатистической семьи любой выезд, даже поездка на загородной электричке, выливается в целое событие.
- Николай Владимирович, я понимаю, что применительно к вам слово «авантюра» неуместно. Но все-таки я жду хотя бы частичной откровенности в ответ на следующий вопрос. Роль одного из боссов команды «Маруся Верджин» - это желание испытать себя в чем-то новом, серьезный бизнес, на котором вы прагматично хотите заработать, возможно, даже на другие проекты, или это что-то прежде всего для души?
- О, если говорить об этом как о бизнесе, то это слишком тяжелая история и она не поместится в газетное интервью. Если рассматривать все в целом, то наше участие в «Формуле-1» важно прежде всего для «Маруси». Потому что «Макларен» ездит в «Формуле-1» и на дорогах общего пользования, «Феррари» ездит в «Ф-1» и на дорогах общего пользования.Если мы хотим создать машину будущего, а мы хотим именно этого, то нам тоже нужно быть в «Формуле-1». Но вообще-то «Формула» - это в первую очередь спорт. Если ты не ставишь перед собой задачи стать первым, то приходить туда не имеет никакого смысла.
- Насколько это реально?
- А вот это уже вопрос верного и грамотного подхода. Пока для нас, как для новой команды основное - добиться точного взаимопонимания. А то когда все хотят сделать как лучше, ошибки только наращиваются.
- Оттого и хочется повеситься? Очень даже понимаю.
-В том числе. Появление с молодой командой в «королевских гонках» - это даже не коробок спичек, а целый спичечный завод: только шевельнись - и спички так и сыплются тебе на голову со всех сторон! Многое, помимо всего прочего, упирается в менталитет, если говорить о том, что происходит при этом внутри «конюшни». Есть вещи, которые можно сделать грамотнее, но каждую из них нужно доказывать. Например, приходится доказывать, что можно сменить производителя, найти другого, который будет дешевле, но дешевле - не значит хуже, и вы не представляете, сколько уходит нервов и времени на эти разговоры и доказательства! Новую машину, концептуально новую машину мы должны сделать к 2012 году, но прежде чем она будет готова, придется пройти через множество срывов, их просто не избежать.
«ИСТОРИЯ С АЛЕШИНЫМ КАКАЯ-ТО ТЕМНАЯ»
- Какая гонка станет для вас моментом истины?
- «Гран-при Турции». В Турции уже будет понятно, правильный ли мы выбрали путь в создании нового болида. Нельзя исключать такого варианта, что он окажется в корне неправильным и все придется начать сначала. В остальных смыслах каких-то особенных гонок не будет, и на повестке дня стоит: проезжать каждую гонку до конца. Новая резина, новое заднее крыло. Гидравлика, новая коробка передач - как они поведут себя в гонках? Это совершенно непредсказуемо.
-С каждым годом «Формула-1» все больше напоминает не войну пилотов, а войну бюджетов. Постоянные усовершенствования болидов требуют огромных инвестиций, а ведь предела совершенству, как известно, нет. Вы видите выход?
- В разумном использовании бюджетов. Можно пустить по ветру и 500 миллионов в год. Но наша команда ничего подобного себе позволить не может, у нас на нефти никто не сидит.
- И на алюминии тоже.
- Верно, - хохочет. - Но расходы можно варьировать. «Гонка вооружений» на поверку не так страшна. То, что раньше стоило миллион, сейчас стоит тысячу. Например, 10 лет назад кевлар (полимер, используется при изготовлении кокпитов. - Прим. ред.) стоил чуть ли не 10 тысяч долларов за квадратный сантиметр. Сейчас он вполне доступен. Это как с мобильными телефонами, первые телефоны стоили тысячи, а теперь можно купить аппаратик и за доллар.
- Михаил Алешин не смог попасть в этом сезоне в «Формулу-1», потому что его попросили принести с собой 10-15 миллионов спонсорских денег. Как же так получилось?
- История с Алешиным - она вообще какая-то криминальная. Нет, я не исключаю, существуют отдельные прецеденты, некоторые пилоты в «Ф-1» действительно ездят за такие суммы, но большинство все-таки нет. И то, что с Алешина попросили столько денег... Я даже не знаю, как это комментировать. Михаэль Шумахер сел в болид за 250 000 долларов - это, я понимаю, адекватная цена.
- С тех пор многое изменилось. В том числе и цены.
- Давайте допишем один ноль, все равно цена получается адекватной.
- У вас, насколько я могу судить, не было возможности помочь Алешину и пригласить его в «Маруся Верджин»?
- Я сказал, что после того, как будет создан новый, быстрый болид, после того, как удастся благополучно разобраться с доставшимся нам наследством, мы сможем вернуться к этому вопросу. Я стараюсь поддерживать перспективных гонщиков, всегда это делал и буду делать. Я сам был гонщиком и понимаю, насколько нужна пилоту поддержка, особенно пилоту, который может ехать быстро. Я не исключаю, что в «Маруся Верджин» со временем появится русский гонщик, и очень бы этого хотел. И им станет тот, кто будет выглядеть лучше остальных на момент принятия решения.
НОСТАЛЬГИЯ ПО ТРЕМ ПЕДАЛЯМ
-Опытный Глок и молодой д’Амброзио. Этих гонщиков на новый сезон заявила «Маруся Верджин». Чего ждете лично вы от этого дуэта?
- Тимо Глок вполне может стать чемпионом мира, а д’Амброзио - повторить его достижение. Во время тестов Глок лежал после операции по поводу аппендицита, в то время как д’Амброзио проделал огромный объем работы. Но сама тема «дуэта» становится неактуальной после того, как гонщики пересаживаются на новую, быструю машину. Это было хорошо видно на примере «Ред Булл» в прошлом чемпионате, когда между Феттелем и Уэббером дело доходило порой до абсурдных вещей.
- Что бы вы изменили в мире «Формулы-1», будь на то ваша воля?
- Я бы не покрывал гонщика таким количеством кнопок. Понятно, что техническое оснащение очень важно, жизненно важно, без него прямое попадание в зону безопасности кверху брюхом гарантировано. Но у меня присутствует смутная ностальгия по тем временам, когда у пилота был руль, три педали, в руке коробка передач - и понеслись. Хочется, чтобы гонщики проявляли себя интеллектуально, чувственно, хочется увеличить роль личности. Понимаете?! А то мы пришли к тому, что, когда Феттель выиграл, в его болид на тестах сажают двух молодых пилотов и они показывают то же время! Возвращение в пещерный век невозможно, но нужно искать этот тонкий баланс, благодаря которому незаурядный гонщик получит возможность выразить себя. Может быть, что-то изменят в этом плане шины «Пирелли», это очень специфическая резина со специфическим поведением на трассе...
- А вы сами готовы сесть за руль и устроить тем самым невероятную пиар-акцию? Вы же прекрасно понимаете, что подобные пиар-акции работают...
- О, мы все насмотрелись на молодящегося Шумахера, на то, как он боролся с самим собой... Так и хотелось крикнуть ему: «Друг мой, твое мастерство не вызывает сомнений, но годы-то летят!» Есть вещи, которые невозможно пережить дважды. Я свое за руль уже «отсадился». Помню, как работал на тестах в зимнем чемпионате «А1» (гоночная серия, в которой выступали национальные сборные. - Прим. ред.) за сборную России. Первые два круга еще держишь темп, а потом тебя начинают обходить молодые пилоты и обходят главным образом лишь потому, что тебе не хватает посыла, ты не готов больше мучить себя. Я, может быть, и проеду. Как ветеран труда. Когда мы сделаем новый, быстрый болид. Но я не стану при этом скрывать, что это будет пиар-акция, причем чистейшей пробы...
| |