|
Полотно кисти великого художника Рафаэля Санти «Дама с единорогом» теперь встречает посетителей зала итальянского и византийского искусства главного здания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Знаменитая гостья впервые находится в Москве, где она пробудет до 10 мая. Выставка одной картины организована в рамках Года итальянской культуры и итальянского языка в РФ.
Как отметил на прошедшем в пятницу вернисаже министр культуры РФ Александр Авдеев, это необычная экспозиция была задумана дипломатом, послом Италии в РФ Антонио Дзанарди Ланди. Картина была предоставлена в его распоряжении музеем и правительством Италии. «Это необычная дипломатическая акция, которая украшает перекрестный Год культуры Италии-России», - отметил министр.
В свою очередь, посол Антонио Дзанарди Ланди добавил: «Мы хотим познакомить российского зрителя с произведениями, подобными картине Рафаэля, будь то музыка или театральные постановки». «Они хорошо известны в России и являются частью ее культуры, также как российская литература и музыка - частью культуры итальянцев. Мы хотим ярко показать то, что является нашими общими культурными корнями», - добавил дипломат.
Говоря о самой выставке, директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова отметила, что экспозиция очень требовательна по отношению к зрителю. «Ведь чтобы прийти на встречу с одной картиной, надо принять решение, что вы хотите это видеть, - уверена она. - Вы вступаете в диалог с великим художником и произведением, сам этот процесс требует большого духовного напряжения». Ирина Антонова рассказала, что подобные выставки музей проводит с 1974 года, когда там была выставлена «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи.
«Портрет дамы с единорогом» хранится в знаменитой галерее Боргезе в Риме. Судьба этой картины полна тайн. Несколько столетий никто не знал о том, кто ее создал, и авторство приписывали разным художникам Эпохи Возрождения. Только в 1927 году итальянский искусствовед Роберто Лонги предложил имя Рафаэля. Тогда же картину начали исследовать и впервые использовали рентгеновскую экспертизу. Оказалось, что в течение столетий картина неоднократно переписывалась.
Как пояснила Ирина Антонова, «Дама с единорогом» сначала была «Дамой с собачкой», и у нее на коленях сидела маленькая собачка - символ верности. «Это был, очевидно, предсвадебный портрет молодой дамы, затем фигурка собачки была переписана на единорога - мифологическое существо, которое означает целомудрие, - добавила она. - После была еще одна трансформация картины - девушка превратилась в Святую Екатерину. На плечи молодой женщины "набросили" плащ, дорисовали колесо - символ мученичества святой». «Специалисты стали последовательно снимать эти слои, убрали плащ и колесо, но единорога оставили, так как неизвестно, кто его написал», - пояснила директор ГМИИ. Исследования картины идут до сих пор.
Ирина Антонова напомнила, что «Даму с единорогом» Рафаэль создал в 1505-1506 гг., в возрасте 21-22 лет. «В 1504 году он приехал во Флоренцию, тогда же там работал Леонардо да Винчи и Микеланджело. В то время уже были созданы "Джоконда" и "Давид", которые стали путеводными образами, за которыми пошел молодой художник. Можно даже заметить некоторое сходство "Дамы с единорогом" с "Моной Лизой"»,- отметила она.
Рафаэль умер в возрасте 37 лет, но еще при жизни современники называли его божественным, а его имя стало легендой всей мировой художественной культуры. Любители живописи смогут увидеть «Даму с единорогом» начиная с субботы, 26 марта, сообщает ИТАР-ТАСС.
| |