|
На Байконуре - в самом разгаре тренировки экипажа пилотируемого корабля «Союз ТМА-21». Корабль именной. На его борту - портрет Юрия Гагарина. В канун 50-летия первого полёта человека в космос «Гагарин» отправится на встречу с МКС.
Этот Саша был «Гагариным» с детства. Однако, фамилия у него - другая. Прозвище «Саша Гагарин» будущий командир корабля Александр Самокутяев получил из-за игрушечной ракеты.
Спустя годы, детские мечты о космосе стали реальностью. Сегодня те, кто когда-то с восторгом слушал рассказы о первом космонавте, сами штурмуют орбитальные высоты - на корабле с именем «Гагарин».
«Человек, который открыл дорогу в космос всему человечеству. Это наша легенда», - говорит бортинженер корабля «Союз ТМА-21» Андрей Борисенко.
«Это и нам самим очень интересно. Корабль носит имя собственное. Это редкое явление - впервые», - рассказывает командир корабля «Союз ТМА-21» Александр Самокутяев.
Александр Самокутяев десятки раз во время подготовки надевал разные скафандры. Но этот - особенный, его личный. Кажется, рослому космонавту он немного маловат.
«Вполне комфортно, хотя может быть, несколько неуклюжая поза, но это конструктивные особенности и требования полета. Ближе к анатомической позе. Поза эмбриона», - смеется Самокутяев.
Военный летчик, с налетом под тысячу часов, он еще и офицер-водолаз. Настоящий командир корабля.
«Эти ребята молодцы. Очень способные и надежные. Красивые», - говорит бортинженер «Союза ТМА-21» Рональд Гаран.
Рональд Гаран вместе с экипажем тренируется уже два года. Бывший военный пилот, в 2008-м летал в космос на американском шаттле «Дискавери». Теперь, когда челноки уходят в прошлое, осваивает российский «Союз».
«50 лет назад одна нация, один человек совершили подвиг. Сегодня, когда мы отмечаем эту дату, на орбиту отправляются три человека. Мы - интернациональная команда, которая готова к старту», - говорит Рональд Гаран.
- Командир включил основной передатчик. Проверка окончена. Проверка блоков акустики.
Космонавт-испытатель Олег Артемьев сегодня на третьих, после основного экипажа и дублеров, ролях, в так называемом инженерном отряде. Но всех знает, как родных, - вместе поступали в космонавты. Теперь готовит своих однокашников к старту.
«Всё должны пройти. Подготовить экипаж. Залезть на ракету», рассказывает Артемьев.
Семь лет экипаж готовился к полёту. Это недолго. Теперь стартуют чаще, и список российских космонавтов пополняется новыми именами. Лететь хотят все. Поэтому и понятно наставление Олега Артемьева.
«Чтобы они не сломали станцию, чтобы продлили жизнь станции. Чтобы они ее берегли, чтобы хватило и на наш век», - желает Олег Артемьев.
Опыта полетов у россиян нет. Но технику знают досконально. Андрей Борисенко еще в бытность инженером управлял орбитальной станцией «Мир», потом работал сменным руководителем полетов МКС. На орбите - будет командиром экспедиции.
Здесь - уже реальная работа. Те же инструменты, тот же корабль, который застыл на стапелях, как многоэтажный дом.
Внизу, на первом этаже, - приборно-агрегатный отсек, здесь - спускаемый аппарат, его сейчас примеряют космонавты, в нем они отправятся в космос и вернутся с орбиты.
Бытовой отсек. Почти ползком экипаж пробирается в корабль. Командир - в замыкании. Сначала, свесив ноги, потом протиснувшись всем телом, занимает центральное место. В невесомости это сделать, конечно, гораздо проще.
Именно этой частью, а точнее, стыковочным узлом наверху космический корабль состыкуется со станцией. И в этот раз, как и пятьдесят лет назад, из космоса на Землю будет смотреть Юрий Гагарин.
| |