|
Чем же все-таки мы дышим? Честную информацию об этом, изложенную в доступном виде, гражданин не найдет. Вроде бы дважды в день Департамент природопользования охраны окружающей среды и правительства Москвы публикует сводки о состоянии воздуха в столице, но, во-первых, данные публикуются только по трем параметрам: угарный газ, взвешенные вещества и все вместе специфические углеводороды, хотя мониторинг проводится по 23 веществам, а во-вторых, правительство Москвы публикует данные только о превышении предельно допустимых концентраций вредных веществ.
Но такую концентрацию человек способен переносить без существенного ущерба для здоровья только минут 20. А для жителей городов принципиально важнее информация о предельно допустимых среднесуточных концентрациях, но узнать эту информацию невозможно, в свободном доступе ее просто нет. Насколько сильно различаются эти нормативы, и к чему может привезти длительное нахождение на воздухе, который загрязнен именно предельно допустимыми среднесуточными концентрациями, как это было вчера, например, в шесть раз, узнаем в эфире радио «Вести ФМ» у специалиста-эколога компании «Экология жизненного пространства» Юлии Бондаревой.
«Вести ФМ»: Юлия, расскажите нам, насколько различаются эти параметры, и почему их нет в свободном доступе среднесуточных концентраций, более важных для горожан?
Бондарева: Дело в том, что по нашим нормативным документам является важной именно максимально разовая концентрация, если речь идет о непродолжительных воздействиях, как вы сказали. Среднесуточная концентрация рассчитывается для долговременного воздействия вещества. Естественно, это больше, чем 20 минут. Поэтому используется показатель максимальной разовой концентрации. Что касается разницы между этими концентрациями, например, для угарного газа: если среднесуточная равна 3 миллиграмм на метр кубический, то максимально разовая - пять. Речь не идет о разнице в десятки раз, это в два-три раза максимум по основным веществам.
«Вести ФМ»: Но все равно это довольно существенно.
Бондарева: Да, довольно существенно, но, тем не менее, как уже сказал предыдущий специалист, по угарному газу конкретно мы сами вчера для интереса делали обследование на МКАДе, там была концентрация 1,8 миллиграмм на метр кубический, и буквально пару- тройку недель назад было два миллиграмма на метр кубический. В общем-то, ситуация не особо изменилась.
«Вести ФМ»: То есть, в четыре раза была превышена концентрация?
Бондарева: Нет, вообще не было превышения концентрации.
«Вести ФМ»: 1,8. То есть, вы имеете в виду, меньше пяти миллиграмм.
Бондарева: Меньше пяти и меньше трех, собственно, среднесуточного показателя. Но на трассе бывает обычно такое, что и соответствует допустимой среднесуточной концентрации угарного газа, ввиду того, что движение не особо активное.... и идет повышение концентрации.
«Вести ФМ»: Юля, но вчера ситуация в городе была патовой. Несмотря на то, что вы говорите, что цифры не страшные, но, тем не менее, ситуация была сложная. Как вам кажется, что-то в этой ситуации можно сделать? Понятно, что огонь мы не потушим быстро, и торфяники, и леса все равно будут гореть какое-то время, как это ни печально. Но что-то для горожан можно сделать? Экологи подготовили какие-то предложения?
Бондарева: К сожалению, по поводу предложений, то, что мы обсуждали с нашими специалистами, с нашими химиками, каких-то особых конструктивных мер даже представить себе нельзя на данный момент, что можно придумать. Кто-то говорит по поводу распыления воды. Вода, если в мелкодисперсной фазе, захватывает загрязняющие вещества, и эти вещества могут выпадать на асфальт в более безопасной форме. Но, фактически, какого-то существенного облегчения это не принесет, оно будет временным.
Полностью комментарий Юлии Бондаревой относительно показателей загрязнения воздуха слушайте в аудиофайле
| |