|
БАКУ, 28 мар - 1NEWS.AZ 28 марта отмечается как день органов национальной безопасности Азербайджана.
Именно в этот день 1919 года Указом № 157 подписанным Военным министром Азербайджанской Демократической Республики Самед беком Мехмандаровым и главой Генштаба Мамед беком Сулкевичем в генерал-квартермейстерском отделе, Генштаба Военного министерства было создано разведывательное и контрразведывательное отделение.
После учреждения указа была проделана широкомасштабная работа в сфере определения основных направлений деятельности. Будучи в составе военного ведомства, деятельность данной структуры была направлена только лишь на безопасность военных аспектов.
Однако после того, как 13 апреля 1919 года все структуры государственной власти вошли в полномочия Азербайджанского правительства, появилась возможность обсуждения вопроса о централизации разведки и контрразведки. В силу обострения ситуации как внутри, так и за пределами республики в июле 1919 года Комитет Государственной Обороны Азербайджана объявил в стране чрезвычайное положение.
Тем временем, соответствующим указом, впервые в государственной системе Азербайджана был учрежден независимый орган специальной службы - «Организация по борьбе с контрреволюцией». Она приступила к своей деятельности в качестве организации, не имеющей подведомственного подчинения, спецслужбы, ведущей борьбу с внутренними и внешними силами, представляющими угрозу территориальной целостности Азербайджана. За короткий срок, в Баку было создано семь районных отделений и организаций. В самом начале, ведущая борьбу с деникинцами «Организация по борьбе с контрреволюцией» на последующем основном этапе направила свою деятельность в борьбе с большевистской угрозой, а также с дашнаками, проводившими в городе диверсионную работу. Однако, из-за осложнения ситуации, в результате подрывной деятельности большевиков, а также обострения политической борьбы между различными парламентскими течениями и партиями 6 марта 1920 года «Организация по борьбе с контрреволюцией» была распущена. В результате российской агрессии, 28 апреля 1920 года планы национального правительства по совершенствованию спецслужб, оказались нереализованными. В 1920 - 1940 годах Азербайджанская Чрезвычайная Комиссия, ставшая через некоторое время Государственным Политическим Управлением (ГПУ) Азербайджана, а также Народный Комиссариат Внутренних дел, проводивший имперскую политику и играющий роль административного инструмента, подвергли многих представителей нашего народа физическому и психологическому террору. С мая 1920 по июль 1921 гг., со стороны ВЧК более сорока тысяч наших соотечественников были репрессированы. В 1934 - 1938 г.г. 27845 человек были приговорены к расстрелу со стороны Народного Комиссариата Внутренних Дел. В общей сложности, число репрессированных в 1920 -1950 г.г. составляет более чем 400 тысяч человек, а полмиллиона были депортированы. С конца 50-х годов в органах безопасности республики была проделана работа в сфере национализации и восстановления исторической справедливости, юридического и нравственного оправдания многих лиц, подвергшихся репрессиям. Этот процесс непосредственно связан с именем выдающегося государственного деятеля, посвятившего большую часть своей жизни органам безопасности - Гейдаром Алиевым.
За период его руководства контрразведывательным управлением КГБ Азербайджана, особенно в 1964 году, после выдвижения его кандидатуры на должность председателя КГБ, заметно принимает широкий размах привлечение местных кадров, назначение их на руководяще должности. Даже в период своей работы, как в руководстве республики, так и союза, Г.Алиев продолжал контролировать деятельность органов спецслужб и не обделял вниманием и заботой эти учреждения. В 1991 году после того, как Азербайджан восстановил независимость, 1 ноября 1991 года, было учреждено Министерство Национальной Безопасности Азербайджанской Республики. Подверглись изменениям не только название и личный состав министерства, но в первую очередь суть и значение обязанностей, стоящих перед министерством.
Если все усилия и потенциал КГБ были направлены на обеспечение целостности и стратегических интересов Советского государства, то в обязанности МНБ входит предотвращение подрывной и разведывательной деятельности со стороны иностранных спецслужб, организаций, отдельных субъектов, преступных группировок, чья деятельность была направлена против суверенитета, конституционного строя, экономического, оборонительного и научно-технического потенциала, а также других жизненно важных интересов.
После восстановления независимости Азербайджана, также были достигнуты значительные успехи в сфере выявления и нейтрализации диверсионно-подрывной и разведывательной деятельности, проводимой иностранными спецслужбами.
В обязанности министерства входят такие задачи как защита информации о составляющих государственную тайну вопросах, борьба с коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, психотропных и радиоактивных веществ, распространением огнестрельного оружия и боеприпасов, а также наиболее опасными видами транснациональной организованной преступности. Министерством Национальной Безопасности осуществляется обмен информацией в сфере терроризма, транснациональной организованной преступности и др. в рамках двухстороннего и многостороннего сотрудничества с десятками государств мира. Особенно надо отметить деятельность МНБ в участии Азербайджанского государства в международной антитеррористической коалиции. Благодаря профессионализму и усердию сотрудников МНБ, были достигнуты положительные результаты. Среди них можно отметить нейтрализация террористических групп, задержание находившихся в розыске международных террористов и их экстрадиция, а также запрет деятельности организаций, служащих интересам различных террористических субъектов. Деятельность МНБ осуществляется посредством соблюдения принципа прав и свобод человека и гражданина, принципа гуманизма, принципа несения ответственности перед государством и обществом, а также принципа нейтралитета.
| |