|
Москва. 28 марта. Росинвестпроект - Президент России проверил, как чиновники исполняют его поручения, напрямую касающиеся вопросов борьбы с коррупцией: достоверность деклараций чиновников и снижение коррупциогенности системы государственных закупок.
Заслушав профильные доклады, Дмитрий Медведев потребовал обнародовать данные о нарушениях в декларациях государственных чиновников всех уровней и приступить к проверке точности сведений за 2010 год, а также продолжать работу по совершенствованию законодательства о госзакупках.
Прозрачные карманы чиновников
Дмитрий Медведев в январе поручил в трехмесячный срок установить, есть ли нарушения в декларациях о доходах чиновников. В марте список поручений был несколько расширен. Глава государства в понедельник на совещании в режиме видеоконференции, посвященном исполнению его поручений, дал задание генпрокурору Юрию Чайке опубликовать информацию о выявленных нарушениях в поданных государственными и муниципальными служащими декларациях о доходах.
«Уверен, что информация о случаях нарушения законодательства предоставляет большой интерес», - сказал глава государства.
Однако, по словам Д.Медведева, он пока нигде не видел подобных данных. Президент потребовал от генпрокурора «сделать так, чтобы вся информация была публичной». «В этом сила работы, если под сукном находится - лучше ничего не проверять», - пояснил он.
По оценке главы государства, прокурорские проверки достоверности предоставляемых служащими деклараций - «очень важная гарантия четкого предоставления сведений». «Эту работу нужно продолжать, завершить проверки за 2009 год и приступить к проверкам за 2010», - подчеркнул Д.Медведев.
О промежуточных проверках отчитался генпрокурор РФ Юрий Чайка. По его сведениям, более 41 тыс. нарушений в предоставлении сведений о доходах и имуществе в 2009 году допущено служащими всех уровней, 6 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
По его словам, «непростая ситуация сложилась в органах местного самоуправления, на которые приходится более половины всех нарушений». Ю.Чайка отметил, что в некоторых регионах не приняты правовые акты, обязывающие чиновников предоставлять сведения о доходах, проверки не проводятся. В качестве примера он привел Курскую область. Генпрокурор сообщил, что по этому поводу внесено более 1 тыс. прокурорских протестов.
«200 нарушений выявлено в предоставлении сведений о доходах и имуществе лицами, замещающими государственные должности в субъектах Федерации и муниципальных органах власти», - сказал Ю.Чайка. Это, в частности, касается Адыгеи, Камчатки, Карелии, Тувы, Амурской, Волгоградской, Кировской областей, Ставропольского края, добавил он.
Нарушения обнаружены в декларациях о доходах чиновников центрального аппарата МВД и военных.
Как доложил Ю.Чайка, прокуратура вскрыла более 300 нарушений в предоставлении сведений о доходах и имуществе в Вооруженных силах и иных воинских подразделениях. По его словам, «значительная часть нарушений касается сокрытия сведений о наличии в собственности акций коммерческих организаций и участия в их управлении». «По некоторым фактам уже возбуждены уголовные дела», - сообщил генпрокурор.
По его данным, наибольшее число нарушений в предоставлении сведений о доходах и имуществе допускают сотрудники центрального аппарата министерства внутренних дел. «Среди федеральных органов власти наибольшее число нарушений - более 200 выявлены в центральном аппарате внутренних дел», - сказал Ю.Чайка.
Как отметил генпрокурор, среди нарушений в МВД «в основном, это непредоставление сведений о доходах на самих сотрудников и членов их семей». «В целом, вскрыто более 9 тысяч нарушений», - сообщил он.
Ю.Чайка отметил, что нарушения в предоставлении сведений допущены «рядом сотрудников Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД, а также всем личным составом Дербентского городского отдела внутренних дел».
Госзакупки: что и как делать
Президент РФ потребовал от правительства доклада о том, как идет разработка законодательства, повышающего эффективность системы государственных закупок. Он особо отметил, что эта тема затрагивает интересы миллионов людей.
«Тема резонансная, о ней постоянно рассуждают в разных средах, эксперты, да и просто люди, говорят о том, что делается правильно, а что - неправильно, на их взгляд», - заметил глава государства.
Д.Медведев признал, что «бюджетные ассигнования на госзакупки выделяются значительные, однако организация тендерной работы идет довольно сложно, далеко не всегда правильным образом». «Часть средств, по сути, просто разворовывается, и это абсолютно нетерпимо. С этим необходимо бороться всем, кто отвечает за проведение тендеров - и в правительстве, и в правоохранительных структурах», - заявил президент.
Он напомнил, что поднимал эту проблему в прошлогоднем Послании Федеральному Собранию. «Еще раз подчеркиваю, нам нужны внятные прозрачные и эффективные правила действия в сфере проведения закупок. Это касается планирования обеспечения государственных нужд, обоснования начальных цен закупок, управления исполнением контрактов, мониторинга этих контрактов», - пояснил Д.Медведев.
Только такая система, по его словам, позволяет обеспечить рациональное использование бюджетных средств.
«Я давал поручение правительству подготовить новое законодательство в этой сфере. Доложите, что сделано», - потребовал глава государства.
Споров нет, есть неурегулированные вопросы
По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, концепция законопроекта о федеральной контрактной системе к 1 апреля вместе с докладом правительства будет направлена на рассмотрение президенту РФ. Но, как заметила министр, поправки, которые будут внесены в закон о госзакупках, требуют общественного обсуждения.
«1 апреля, в соответствии с вашим поручением, доклад будет вам направлен, и думаем, что до конца лета мы могли бы подготовить конкретные поправки в законодательство, но, на наш взгляд, требуется еще и общественная дискуссия, потому что действительно этот вопрос вызывает интерес у всех», - сказала Э.Набиуллина.
Причем глава Минэкономразвития и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов отметили, что никаких принципиальных расхождений по данному проекту не осталось.
«Эта концепция проходит обсуждение в правительстве, на совещании у Шувалова обсуждалась. У нас здесь нет споров о том, что нужно выстраивать федеральную контрактную систему, есть пока ряд неурегулированных вопросов», - уточнила Э.Набиуллина.
Речь, по ее словам, идет о том, вносить ли поправки в действующее законодательство или принимать новый закон. «Этот вопрос мы в ближайшее время решим. Второй (вопрос) - размещение заказа и уход от нынешней системы размещения заказа и уход от нынешнего перекоса в сторону аукциона, потому что, на взгляд Минэкономразвития, негибкость нынешней системы, скудный набор инструментов не спасает от коррупции, и иногда контроль за соблюдением процедуры может быть индульгенцией для недобросовестных участников», - добавила Э.Набиуллина.
Она сообщила, что смысл нововведений заключается в том, что ответственность за результат и персональная ответственность несет, в том числе, заказчик.
«Должен быть сквозной общественный профессиональный контроль за этими процедурами», - добавила министр.
Преимуществ больше
В преддверии появления доклада и концепции по системе госзакупок глава государства внес несколько замечаний. Так, Д.Медведев считает, что электронные торги должны стать в России приоритетом, а малому бизнесу нужно обеспечить необременительные условия торгов.
«Я считаю, что все равно курс на повсеместное внедрение электронных торгов на федеральных площадках, на региональных площадках никакой альтернативы не имеет», - сказал Д.Медведев.
| |