|
Ответственным за национальную политику в России стал вице-премьер Дмитрий Козак, бывший в свое время, в частности, полпредом президента на Кавказе. Существовавший в 90-е Миннац был ликвидирован еще в 2001-м году, и его функции были поделены сразу между несколькими министерствами. Эксперты пояснили, от чего будет зависеть успех Козака в своем новом качестве.
Вице-премьер Дмитрий Козак по решению правительства стал ответственным за проведение государственной национальной политики и совершенствование организационных и правовых основ национальных отношений. Как собщается на сайте кабинета министров, при этом чиновник сохранит за собой весь прежний круг обязанностей - подготовку к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году; сферу строительства, архитектуры и наконец жилищно-коммунального хозяйства.
Козак не понаслышке знаком с межнациональными проблемами - в 2004-2007 годах он был полпредом президента в Южном федеральном округе. Так, например, он лично участовал в умитворении массовых беспорядков, вспыхнувших в столице Карачаево-Черкесии осенью 2004 года. Помимо этого, Козак уже давно отвечает за социально-экономическое развитие регионов, в том числе и национальных республик.
Как отмечает РИА «Новости», межнациональные проблемы остаются «профильными» для Минрегиона, который и так уже курирует Козак - в структуре министерства есть департамент межнациональный отношений.
О том, что в России должен появиться ответственный за национальную политику, стало ясно после февральского Госсовета, где президент России Дмитрий Медведев, неожиданно поменяв его повестку, вместо заявленных вопросов поддержки семьи, материнства и детства, заговорил о борьбе с ксенофобией и обеспечении межнационального мира.
Тема ксенофобии оказалась в фокусе внимания российских властей и общества после беспорядков на Манежной площади Москвы 11 декабря, когда радикально настроенная молодежь под националистическими лозунгами устроила погромы, избив несколько десятков человек. Поводом этому послужило убийство болельщика «Спартака» Егора Свиридова и работа правоохранительных органов по поимке подозреваемых в свершении этого преступления.
На упомянутом заседании Госсовета выступил глава Минрегиона Виктор Басаргин, который предложил президенту повысить уровень руководства советом по национальной политике, который сейчас возглавляет сам Басаргин. «Нужен межведомственный координационный орган на уровне правительственной комиссии», - сказал Басаргин. Медведев согласился, сказав, что, «наверное, было бы действительно правильно, чтобы кто-то из вице-премьеров возглавил его (совета) деятельность».
На встрече с руководителями партий в середине января президенту также предложили воссоздать новую структуру, типа министерства национальностей, но Медведев отверг идею, чтобы не плодить новые бюрократические структуры. Вместо этого Медведев и премьер-министр Владимир Путин призвали тогда в качестве средства от межэтнической и межконфессиональной розни заняться культивированием «общероссийского патриотизма», формированием самоидентификации россиян на макроуровне «российской нации».
Существовавшее с 1994 года Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики России (Миннац) было ликвидировано осенью 2001 года, тогда же его функции передали МВД, МИДу и министерству экономического развития.
Директор Института этнологии и антропологии РАН, академик, бывший глава Миннаца Валерий Тишков считает, что успех Козака во многом будет зависеть от того, каких людей он подберет в состав комиссии. «Он будет возглавлять межведомственную комиссию, которая вместо профильного министерства будет координировать деятельность всех федеральных ведомств в области межнациональной политики», - пояснил Тишков газете ВЗГЛЯД.
При этом эксперт указал, что задачи Козака усложняются, так как у чиновника сохраняется все прежние функции вице-премьера. «Одно дело, когда был министр без портфеля, тогда он занимался только этим и выполнял координирующие функции. Учитывая, что все вице-премьеры очень заняты, у него будет оставаться немного времени», - полагает Тишков.
Эксперт пояснил, что делает такой вывод по аналогии с другими правительственными комиссиями, в том числе по соотечественникам и Федеральной миграционной службе. «Я входил в эти комиссии. У руководителей комиссий это второстепенная нагрузка, поэтому комиссии собираются редко и решения их носят скоропалительный и поверхностный характер», - отметил Тишков.
Тем не менее, отметил Тишков, Козак - это опытный чиновник, который значительное время проработал на Северном Кавказе полпредом президента и у него репутация человека «достаточно вдумчивого, решительного, добросовестного и не коррумпированного».
«Все вроде бы при нем. Все зависит теперь от того, кто войдет в межведомственную комиссию и сможет ли Козак организовать по-настоящему интересные взаимодействия и выступить с действительно важными предложениями, мерами и программами», - сказал Тишков.
| |