|
Давным-давно, в 1957 году, группа ученых из университета штата Айова изучала насущный вопрос - как фермеры воспринимают новации в своей области. Данное исследование породило знаменитый «жизненный цикл внедрения технологий» - график в виде колокола, разбитого на несколько частей.
Согласно графику, первыми новинку пробуют 2,5 процента потенциальной аудитории - инноваторы; затем идут 13,5 процентов ранних пользователей (early adopters), затем - 34 процента так называемого «раннего большинства». Следом - такое же по размерам «позднее большинство», а последними - «увальни» (laggards), которых чаще политкорректно называют «поздними последователями».
Конкурентное преимущество при этом, конечно, у тех людей и компаний, которые успели внедрить инновацию до того, как до нее дошли руки большинства и уж конечно до того, как волна внедрений пошла на спад. Почему? Потому что к тому времени рынок оказывается поделен, а его потенциал - почти исчерпан.
В настоящее время колокола бьют во многих отраслях, однако сильнее всего - в мобильной связи. Телекоммуникационные компании и производители телефонов делают все для расширения мобильной аудитории; представители медиахолдингов постоянно говорят о том, что за потреблением контента с мобильных устройств - будущее.
Задача топ-менеджмента в таком случае - найти область, в которой все только начинается и по полной использовать ее потенциал. Такой областью является использование мобильных приложений в качестве канала для общения с аудиторией.
Предпосылки - большой рынок и высокие темпы роста - налицо. Согласно оценкам Международного союза электросвязи (ITU), к 2011 году в мире было заключено 5,3 миллиарда сотовых контрактов, в том числе миллиард с доступом к сетям связи третьего поколения, позволяющим активно работать в Сети с мобильного устройства.
На мобильном рынке в настоящее время происходит тихая революция - все больше потребителей переходит на смартфоны, обладающие полноценной операционной системой и позволяющие работать с приложениями, задействующими всю мощь современных «умных» телефонов. Эти же потребители хотят смотреть в Сети видео и картинки, потребляя в среднем в пять раз больше трафика, чем владельцы обычных мобильных телефонов.
Сейчас в мире 500 миллионов смартфонов. К 2015 году, по оценкам аналитиков, это число вырастет до двух миллиардов. Возрастут и потребности, вырастет спрос на контент, до которого можно дотянуться со смартфона. Уже существует стандартное решение для дистрибуции такого контента - через приложения в магазинах приложений.
Магазины приложений существуют на всех крупных мобильных платформах. Самой популярной такой платформой является Symbian, которая установлена почти на всех смартфонах Nokia. Приложения для телефонов Nokia, в свою очередь, продаются через Магазин Ovi, содержащий свыше 30 тысяч единиц контента и обеспечивающий более 4 миллионов загрузок в сутки. Этот показатель растет еще большими темпами, чем смартфонная аудитория. Достаточно сказать, что число загрузок с сентября 2010 года по февраль 2011 выросло на 200 процентов.
Это прямое следствие выработки определенных привычек у пользователей. Так, средний пользователь совершает в месяц 8,5 загрузок, а 85 процентов зарегистрированных потребителей возвращаются обратно. Это очень высокие показатели, гарантирующие как лояльность аудитории платформе, так и интерес к новым приложениям.
Россия - одна из самых активных стран, отечественные пользователи еженедельно скачивают из магазина свыше миллиона единиц контента. Этим уже пользуются те самые компании, которые приходят в начале любого колокола.
Так, «Вести» представили для смартфонов на Symbian виджет с использованием Flash для воспроизведения видео и возможностью читать новости прямо на рабочем столе смартфона. Этот виджет сейчас предустанавливается в смартфоны Nokia N8 и C7.
Ведущее российское интернет-СМИ «Газета.ру», в свою очередь, воспользовалась бесплатным сервисом быстрого создания приложений Ovi App Wizard, сводящего воедино заданные потоки контента.
Активный выход на смартфонные платформы необходим и выгоден не только контентным проектам. Например, по словам Анны Артамоновой, вице-президента по коммуникационным сервисам Mail.ru, аудитория мобильной версии их мессенджера Mail.Ru Агент превышает 3,8 миллиона человек, причем две трети приходится на телефоны Nokia.
Чтобы понять масштабы, достаточно сказать, что приложения, созданные для Symbian, доступны пользователям восьми десятков моделей смартфонов. Это 225 миллионов смартфонов, в том числе 75 миллионов с сенсорным экраном и 55 миллионов с клавиатурой QWERTY. К этой армии Nokia планирует добавить еще 150 миллионов устройств на Symbian.
Приложив данные о числе и распространенности смартфонов к жизненному циклу внедрения технологий, можно предположить, что к 2015 году рынок насытится - и те бизнесы, которые отложат выпуск собственных мобильных приложений, установление контакта с потребителем на пару лет, попадет в категорию тех самых увальней-лаггардов.
Действовать надо сейчас - пока есть возможность стать «ранним».
На правах рекламы
| |