|
Сегодня Станислав Говорухин отмечает юбилей. Режиссеру, чьи фильмы знает и любит не одно поколение зрителей: «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят», исполняется 75 лет. О культовом режиссере, который запретил Высоцкому исполнить в картине свои песни, расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Ольга Подолян.
Дымящаяся трубка, длинный плащ, кепка - фирменный стиль Станислава Говорухина. В кино, впрочем, у него тоже есть фирменный стиль - почти все его картины стали культовыми, всенародно любимыми. Фамилия «Говорухин» в титрах - это уже как знак качества картины.
Режиссер снял больше 20 фильмов, причем очень разных: для детей экранизировал, когда понял, что классику не читают, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках Капитана Гранта», снял мужское кино - «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя»; написал сценарий к «Пиратам ХХ века». А потом обратился к прекрасной половине своими фильмами «Благословите женщину» и «Артистка».
Говорухин из тех режиссеров, чьи фильмы даже приковывают к телевизору, когда знаешь их наизусть. И еще одна особенность - он умеет открывать новые имена. Звезда кино сегодняшнего Светлана Ходченкова дебютировала у него в фильме «Благословите женщину» и моментально стала знаменитой:
«Сложно было, но не потому, что он кажется жестким человеком. Сложно было потому, что я в первый раз попала на съемочную площадку. Он просто взял меня за руку и повел. Но, тем не менее, я вас уверяю, вся его жесткость - это только кажется».
Многие свои картины Говорухин снял на Одесской киностудии. Одесса для него вообще особый город, там, кстати, он встретил и свою жену. Там же, влюбленный в горы Говорухин, снял и знаменитую «Вертикаль». Картина стала судьбоносной не только для режиссера, но и для Владимира Высоцкого. Его магнитофонные записи уже звучали из окна, но после фильма, Высоцкого, что называется, узнали в лицо.
Потом у Говорухина был еще один фильм про горы - «Белый взрыв», снятый невероятно, сейчас, кажется, с применением спецэффектов и компьютерной графики, но это был 1969 год. И на съемках этой ленты произошел эпизод, после которого, как говорят, жизнь делится на «до» и «после». Говорухин выбирал место для съемок, когда вертолет врезался в скалу. Шансы выжить были минимальны, вертолет разлетелся на куски, но все остались живы.
Правда, любовь к горам после этого случая не остыла. Он и сейчас не прочь покорить вершины, но говорит, не может - «искурился».
Говорухин покорял и покоряет другие вершины. «Место встречи изменить нельзя» - это пик, вершина, на которую уже не взобраться. Но удивительно, «Место встречи» никаких наград и призов в год выхода не завоевало. Говорят, Говорухин по этому поводу очень переживал, даже затеял дома ремонт, чтобы привести нервы в порядок, и красил, и обои клеил сам.
А ведь когда картину показывали, улицы пустели. Фильм разобрали на цитаты.
Это еще и тот редкий случай, когда о фильме - о «Месте встречи» - сняли фильм, и, кстати, не один. И зрители узнали много закадровых историй, как например, Говорухин запретил Высоцкому петь свои песни. Об этом эпизоде он вспоминал и сам:
«Многие спрашивают, почему я не спел в нашей 5-серийной картине. Я думаю, что в этом виноват и режиссер-постановщик. Он решил быть оригинальным: если у него снимается Высоцкий, значит он, в отличие от других картин, не поет».
А ведь Говорухин просто считал, что если Высоцкий запоет свое, образ Жеглова разрушится. Правда, Высоцкий тогда по-своему отомстил: взял и не стал до конца исполнять песню Вертинского.
В 1999 году на экраны вышел еще один знаковый говорухинский фильм - «Ворошиловский стрелок». Это было уже другое время, на экранах было другое кино - засилье голливудских блокбастеров, но «Ворошиловский стрелок» выстрелил.
В последние годы Говорухин снимает другое кино, где женщина главная. «Почему?» - спрашивают у режиссера. Он отвечает: «Потому что женщина - самое совершенное существо на свете».
| |