|
В России опубликованы предварительные итоги переписи населения. Согласно этим данным, население Москвы выросло почти на 11%. При этом многие москвичи не могут найти работу. В Москве трудятся около 150 тысяч рабочих по благоустройству города. В основном - иностранцы, москвичей и россиян среди них - единицы. Люди с московской пропиской коммунальщикам невыгодны. Почему - разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Ксения Крихели.
Акай - из Узбекистана, дворником в Москве работает уже пять лет. И чего только за это время с ним не случалось: и аресты, и облавы, и рейды сотрудников милиции в подсобку, где он живет с братом и другими земляками. И на родину Федеральная миграционная служба его высылала - только Акай всё равно возвращался. В узбекской деревне у него жена, два сына и три младшие сестры с матерью - не прокормиться. Всё заработанное домой и отправляет. Поначалу, говорит Акай, в районном ЖЭКе обещали большую зарплату. На деле оказалось не так.
- Говорили, что 25-50 тысяч будет - таких денег я в жизни не получал. Когда приходим расписываться, шесть тысяч дают на руки.
- А сумма не прописана?
- Нет, нам не показывают официальный наряд, видимо, по своим карманам раскладывают.
Алтынбек с племянником работают дворниками три года. У каждого - по два участка, но и зарплата выше.
«Работаем с шести утра и до позднего вечера, десять тысяч нам дают», - рассказывает Алтынбек.
В табели, где он расписывается, совсем другая сумма.
«Там может быть написано и 15, и 18, и 20 тысяч рублей», - поясняет гастарбайтер.
То, что Алтынбек и Акай так откровенно мне всё рассказали, - уникальный случай. В основном же московские дворники неразговорчивые и запуганные. Ни одной комиссии, которая станет проверять работу районного ЖЭКа или управы, как обстоят дела на самом деле, в жизни не узнать, говорит глава компании «Жилкомаудит» Ирина Маликова.
«В Москве контролирующих организаций хватает. Может нагрянуть жилищная инспекция или трудовая комиссия, но вы думаете, что кто-нибудь из дворников скажет, за какие деньги они расписываются, а что получают на руки? Да никогда! Все они боятся потерять своё место. Это такой замкнутый круг. Или хотите сговор с районными организациями? Гастарбайтеры согласны на все условия, лишь бы остаться на работе в Москве и получать хоть сколько-нибудь. Москвичи, конечно, невыгодны - они станут "качать" свои права. К этому районные ЖЭКи не готовы - они набирают того, кто им удобен», - объясняет Маликова.
В ЖЭКах и управляющих компаниях этого и не скрывают. В одной из контор по благоустройству города, куда я пришла устраиваться на работу, мне тоже откровенно сказали, как работают в столице «иностранные» дворники.
«Они работают сейчас во дворе. Потом пойдут крыши чистить, потом в подвалы - куда пальцем покажут, туда и пойдут. Я не знаю, откуда у них силы берутся столько работать. Делают всё и за одну зарплату», - сказала сотрудница конторы.
За какую «одну зарплату» - в районном ЖЭКе не уточнили. Впрочем, это давно уже секрет Полишинеля - дворники получают всего лишь часть суммы, за которую они расписываются в ведомостях. Остальное - известно куда, говорит бывший депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
«Деньги идут чиновникам управ, префектур, департаментов - это процветающая мошенническая схема на миллионы и десятки миллионов рублей, если учесть, что в Москве работает около 150 тысяч дворников. В столичном ЖКХ давно научились различным способам отъема бюджетных денег и денег граждан. Остап Бендер позавидовал бы», - иронизирует Митрохин.
Сергей Митрохин рассказывает, как подтасовываются зарплатные ведомости и табели.
«Ведомостей может быть несколько: человек расписывается только в одной, а в другую ведомость его подпись сканируется, то есть за работника получает деньги кто-то неизвестный. Это может быть и двойная бухгалтерия - да всё что угодно. Никто ни к чему не подкопается. Поверять бесполезно, официально сделают всё грамотно», - поясняет бывший депутат.
Вот и объяснение - почему москвичи и прочие россияне ни дворниками, ни рабочими по благоустройству не идут - как раз в силу своей относительной юридической подкованности и какой-никакой защищённости. Впрочем, в одной из контор меня обнадежили.
«Вы из Москвы? Это хорошо, нам всё больше и больше москвичей требуются. Может быть, когда-нибудь, но вот сейчас всё занято», - подытожили там.
| |