|
Международный день театра сближает зрителей! В праздник, который отмечают не только артисты, режиссеры, продюсеры, все те, кто обеспечивает работу храмов искусства в техническом плане, но и зрители, вашему вниманию - очерк о Краснодарском академическом театре Драмы имени Горького, которому недавно исполнилось 90 лет.
Весь мир отмечает День театра! Несмотря на то, что упоминание о первой театральной постановке датируется две тысячи пятисотым годом до нашей эры, праздновать его начали лишь полвека назад. Такое решение приняли на девятом конгрессе Международного института театра.
Каждый год этот день проходит под общим девизом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Наверное, поэтому День театра отмечают не только артисты, режиссеры, продюсеры, все те, кто обеспечивает работу храмов искусства в техническом плане, но и зрители. То есть те, кого театр сближает. Сегодня сблизиться есть все поводы. Праздник в этом году выпал на воскресенье. А значит, и театры вовсю дают спектакли, и у большинства любителей этого вида искусства выходной. В год празднования 90-летия Краснодарский академический театр Драмы обратился к творчеству драматурга, именем которого назван. Премьера «Чудаков» по одноименной пьесе Максима Горького - своего рода подарок поклонникам классики, ведь в этом храме Мельпомены не так часто звучат тексты писателя. И режиссеры не берутся, да и зритель не всегда готов. Татьяна Кривошеева, директор Краснодарского академического театры драмы имени Горького, рассказала: «Мы обсуждали несколько названий, среди которых были и "На дне Варвары", и остановились на "Чудаках", потому что решили потихоньку готовить нашу публику к Горькому, к которому, может, вернемся в больших объемах через время. Мы привыкли, что Горький - это трибуна, а мы его другим показали. Хотелось, чтобы зрители привыкли к разному Горькому». Пьеса «Чудаки» была написана в 1910 году. И при жизни писателя, и много позднее постановка этого произведения не увенчалась ошеломительным успехом. А вот Краснодарский академический театр Драмы имени Горького решился не только ставить спектакль, но и выступить с ним на 12-ом региональном фестивале «Кубань театральная 2010». Этот шаг не оставили без внимания члены жюри, как игру Алексея Сухоручко и других актеров. Элеонора Макарова, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России, председатель жюри, отметила: «Я хочу поздравить театр с тем, что он обратился к серьезной драматургии, к "Чудакам", которых, действительно, очень мало ставили, а не к развлекательной современной драматургии, которой полны сейчас театры. Все равно, это школа, как любая классика русская, это школа для актеров, для актерского мастерства. Второй акт... я просто не могла оторвать от него глаз, столько внутри всего! А сцена прощания старшего Потехина со своим сыном - это, как говорится, на разрыв аорты! Еще хочу сказать о Саше (Алла Засыпкина). Такая маленькая роль, и столько эмоций!». Постановка не оставила равнодушными членов жюри. Были спорные вопросы. Одни восхищались декорациями и костюмами, другие им в противовес критиковали. А вот зрители решили единогласно. И даже вынесли для себя из постановки урок. - Актеры играют очень хорошо, просто вкладывают в душу, и смысл очень большой. Сейчас наболевшая тема «Любовь».
- Нужно ценить отношения между людьми - это главное, что я вынесла.
- Премьера, думаю, удалась. Я здесь новичок, например, вот на премьеру первый раз попала. Мне спектакль очень нравится, потому что чувственно играют актеры.
- Самое потрясающее, что меня очень тронуло, - это работа актрисы, которая играет жену главного героя. Вы знаете, это потрясающая тонкость, глубина! Просто почувствовала себя мамой, которая очень любит и настолько трепетно относится к своему мужу, что у нее нет другого выхода. Зная обо всех проделках, она просто любит. И это главная нить, мне кажется, этого произведения. В постановке «Чудаки» задействован молодой состав труппы. У режиссера спектакля, заслуженного артиста России, Владимира Рогульченко уже есть опыт успешной работы с драматургией Горького. Поклонники храма Мельпомены даже называют его мастером классики. Сам режиссер, говоря о Горьком, не может оставаться спокойным. Он считает, что именно это сейчас необходимо зрителю: «Сними маску, будь человеком в любой ситуации: в революционной, в человеческой, в семейной, любовной - но будь честным. Эту честность мы закрываем - вот об этом спектакль». Пьесу Горького «Чудаки» критики называют обличительной и сравнивают с чеховским «Вишневым садом». В этом произведении интеллигенция предстает перед зрителями не в лучшем свете, со множеством пороков. Однако слова, вложенные Горьким в героев, не лишены смысла и ярко характеризуют русское «авось». Герои пьесы, хоть и не лежат на печи, но до обустройства дачи руки у них не доходят. Об этом свидетельствуют и декорации. Сергей Аболмазов, главный художник Краснодарского академического театра драмы имени Горького, отметил: «Россия - это очень неуютный дом для интеллигенции, поэтому образ декорации - это какой-то такой неустроенный, недостроенный дом. Они там живут. Фраза есть хорошая в самом спектакле: "Устроились дешево, но плохо. Живем, как на улице". Вот отсюда и образ этой недостроенности, неустроенной жизни, продуваемой насквозь сквозняками. Единственное, чем загородились, - марлей от комаров, от мух. Дом не достроили, деревья попилили, не продали». Дом, величиною шесть метров, прекрасно передает быт. Однако чтобы привыкнуть к таким массивным декорациям, актерам понадобилось время. Режиссер Владимир Рогульченко центральное место в спектакле отвел любовному треугольнику Константина Мастакова, его жены Елены и новой возлюбленной Ольги. Ответ на вопрос, кого Горький называет «Чудаками», приходит сам собой - писателя Мастакова. Он любит свою жену, находит в ней поддержку и опору. Супруга - его главный критик и двигатель в творчестве. Однако от внимания посторонних женщин он отказываться не собирается. Критики замечают в герое пьесы черты самого Горького, а актеры видят в нем обычного человека. Арсений Фогелев, актер Краснодарского академического театра Драмы имени Горького, оценил образ так: «Это не герой. Это, мне кажется, один из типов людей, которых мы видим в нашей повседневной жизни. Реальный человек, немного запутавшийся, бабник. Бабник - это такое понятие из анекдота. Каждый, наверное, потенциальный бабник». На первый взгляд, и поведение жены Мастакова Ольги, тоже кажется странным. Актриса в эту роль вживалась долго. Помог партнер по сцене. Анна Еркова, актриса Краснодарского академического театра Драмы имени Горького, поделилась: «Поняла ее после того, как поняла, что за человек Мастаков. Он ребенок. Невозможно ничего спросить с этого человека. Елена его, безусловно, любит. Это любовь высокого уровня: она критик, она друг и иногда мать. Мудрая женщина. Я сама мать, и все стало понятным». Перед каждой премьерой Анна переживает. А чтобы настроиться на игру и вжиться в роль использует проверенный метод. - Обычно на столик кладу телефон и включаю музыку, которая поможет войти в тот или иной образ, погрузиться в состояние нужное. - Сегодня это какая музыка? - Это был Гребенщиков. В отличие от Анны, ее коллега по цеху Евгения Белова, над образом долго не думала. Ей виртуозно удалось воплотить свою героиню Ольгу в новом амплуа. Даже для критиков это стало открытием. Элеонора Макарова, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России, председатель жюри, отметила: «Очень интересна работа Евгении Беловой, которая играет Ольгу. Вы знаете, она и написана так в комментарии Горького. Играют ее вульгарной, взбалмошной. Особенно во втором акте понимаешь, что она не так уж и вульгарна и не такая она глупая. За ней стоит тяжелая судьба. Актриса это играет, не переигрывая. Мне показалось, что это очень достойная работа».
| |