|
В понедельник были объявлены лауреаты муниципальной театральной премии «Киевская пектораль» 2010 года. В нескольких номинациях победили три спектакля - «Грек Зорба» Театра им. Франко, «Три сестры» Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра и «Счастье» Нового драматического театра на Печерске. Комментирует ЮЛИЯ БЕНТЯ.
Премией «Киевская пектораль» столичное театральное сообщество вот уже 19-й год подряд подводит итоги истекшего года. Ее результаты почти не бывают абсолютно неожиданными, хотя критическая масса разногласий как внутри экспертной группы, так и между нею и оргкомитетом (тут правом решающего голоса пользуется начальник управления культуры Киевской горгосадминистрации Светлана Зорина) увеличивается с каждым годом. На сей раз после 3 туров голосования по 14 номинациям прямо на церемонии выяснилось, что 3 номинации сократили - исчезли премии за пластическое решение спектакля, мужскую и женскую роли второго плана, в которых номинировались несколько ярчайших работ.
Абсурдных моментов в «Пекторали» вообще предостаточно. Например, экспертам официально запрещено делиться впечатлениями от спектаклей, потому что это, по мнению организаторов премии, грозит необъективностью оценки. При этом оргкомитет из экономии игнорирует не только процедурные нормы (так, определять количество и состав номинаций - исключительная прерогатива группы экспертов), но и законы логики. Например, было предложено исключить номинацию «Лучшая женская роль», так как ее лидеры, Наталья Сумская и Екатерина Кистень, в 1-м туре набрали почти одинаковое количество баллов.
Несмотря на организационные нелепости, из-за которых от работы в экспертной группе отказалось немало авторитетных театроведов, «Киевская пектораль» остается главной профильной премией столицы и всея Украины, довольно адекватно отражающей ситуацию на сценах. И главный результат этого года - вовсе не 4 награды Театра им. Франко, а явно переходный, поисковый и неустойчивый характер лучших постановок, появившихся будто бы не в свое время и не на своем месте.
Взять хотя бы «франковские» победы, которые, если присмотреться, окажутся вовсе не «франковскими». Лучший драматический спектакль - «Грек Зорба» (см. Ъ от 6 октября 2010 года) - постановка худрука Театра на Подоле Виталия Малахова, а семейный тандем Анатолия Хостикоева и Натальи Сумской (Алексис Зорба и Гортензия), получивший обе актерские «Пекторали», давно находится в оппозиции к «культурной политике» руководства Театра им. Франко. Заслуженно отмеченный премией «За лучшую сценографию» в спектакле «Буря» Сергей Маслобойщиков тоже лишь «приглашенный» эпизод в биографии главного театра страны.
Если самые важные достижения «франковской» труппы отличает двойственность статуса, то в номинации «Лучший камерный спектакль» победила и вовсе кочевая постановка. «Счастье» (см. Ъ от 28 мая 2010 года) - совместная работа Нового драматического театра на Печерске и Театральной мастерской Андрея Билоуса. И спектакль этот скорее «билоусовский», нежели «печерский», к тому же в главной роли здесь выступил постоянный сценограф Андрея Билоуса Борис Орлов, удачно сменивший амплуа и получивший премию «За лучший актерский дебют».
Двух «Пекторалей» удостоены «Три сестры» (см. Ъ от 21 декабря 2010 года) Театра драмы и комедии - спектакль, который Эдуард Митницкий (премия «За лучшую режиссерскую работу») ставил три года. Два момента в нем особенно резонируют с современностью - это перенесение традиционно «большого спектакля» на камерную площадку и неожиданно истовое, даже взвинченно-публицистическое прочтение Чехова. Жесткий режиссерский штрих, буквально бичующий слабовольных персонажей, несколько смягчает и примиряет живое музыкальное сопровождение, за которое музыкально-театральный мастер Александр Курий был удостоен своей очередной и, вероятно, не последней «Пекторали».
Лучшим музыкальным спектаклем ожидаемо стала опера «Груди Тиресия» (см. Ъ от 9 июня 2010 года) Муниципального театра оперы и балета дебютанта Дмитрия Тодорюка - постановка временная, но режиссер многообещающий. По-музыкальному изящна и лучшая постановка для детей «Про Курочку Рябу» Государственного академического театра кукол. В отличие от многих других репертуарных спектаклей этого театра, где сказки любят глубоко и по-взрослому переосмыслить, работу режиссера Марины Назаренко отличает прозрачность и ясность.
Белизна вышиванок и узорчатые наигрыши сопилки «Курочки Рябы» - полная противоположность «Депо северному» (см. Ъ от 3 марта) Павла Юрова в театре «Сузирья» (премия «За лучший режиссерский дебют») с разлитым по сцене супом, грязными носками и непечатными репликами. И первое, и второе - наш сегодняшний, крайне неуверенный в себе театр, который все-таки в обоих случаях прав.
| |