|
В российском прокате с сегодняшнего дня - долгожданный триллер Романа Поланского «Призрак». Картине и судьбе ее создателя посвящена реплика обозревателя «Вести ФМ» Антона Долина.
Не каждому режиссеру повезет прожить жизнь так, чтобы она стала продолжением творчества. Или это не везение, а проклятие? Судьба Романа Поланского не позволяет найти однозначный ответ. Страшное детство в краковском гетто, пришедшееся на Вторую мировую, позже отозвалось в «Пианисте», который принес режиссеру «Оскара» и «Золотую пальмовую ветвь»: здесь биография предшествовала акту творчества. В «Ребенке Розмари» Полански, напротив, предсказал жуткое событие - убийство его беременной жены Шэрон Тейт группировкой Чарльза Мэнсона. В 2009 жизнь и кино совпали. Во время работы над антиамериканским триллером «Призрак» Полански был арестован на фестивале в Цюрихе, чтобы впоследствии быть выданным представителям американского правосудия.
Правда, судить его собирались отнюдь не за политическую крамолу, а за давнее изнасилование несовершеннолетней. У этой истории - хеппи-энд: за Поланского вступилась прогрессивная общественность, включая бывшую жертву, давно простившую преступника. Фильм был закончен соратниками узника совести. Премьера состоялась на Берлинале, где Поланскому присудили режиссерского «Серебряного медведя». Швейцарцы, поразмыслив, отказались выдавать режиссера Штатам и освободили его из-под домашнего ареста. Сразу вслед за этим «Призрак» оказался в российском прокате.
И что же теперь? Вопросов по поводу будущего Поланского - никаких. Бесспорно, прекрасный режиссер отныне будет осторожнее и не сунется в те страны, где законы об экстрадиции подразумевают хотя бы какую-то двусмысленность. Фильм же наконец-то заживет собственной жизнью; в России - с сегодняшнего дня. И публика вдруг с удивлением осознает, что картина того стоит. Считать «Призрак» антиамериканским манифестом, даже если ставший основой для картины роман был именно таким, - форменная глупость. Действительно, по сюжету «литературный негр», скромный лондонский журналист, которого наняли писать биографию отставного британского премьер-министра, открывает немало неприятных тайн, среди которых - возможная связь героя книги с американскими спецслужбами. Но это - классический секрет Полишинеля, который никого всерьез не взволнует, благо, не так уж очевиден за исполнением Пирса Бронсона прототип, которым, по замыслу автора романа, был сам Тони Блэр . Нет, «Призрак» - прежде всего виртуозное кино, настоящий мастер-класс саспенса, экранного напряжения и спрятанного за ним тонкого подтекста. При помощи музыки Александра Депля, мастерски стилизованной под старые шпионские триллеры, и потрясающей операторской работы Павла Эдельмана Полански вернулся в наилучшую форму. Его новая картина продолжает темы классических «Жильца», «На грани безумия» и «Девятых врат», ничуть не напоминая выспреннего «Пианиста» и сентиментального «Оливера Твиста». При помощи Юэна Макгрегора, сыгравшего в «Призраке» едва ли не лучшую свою роль, Полански изготовил эталонный триллер о власти литературы над реальностью и политики - над творчеством. То есть - почти автобиографию.
| |