|
Госдума не намерена отказываться от идеи введения для жителей Москвы и Петербурга более жестких санкций за нарушение ПДД, в том числе неправильную парковку. Единственное, что смущает парламентариев - неконституционный характер будущего закона. Впрочем, по информации «Росбалта», способ преодоления этой правовой коллизии практически найден.
Напомним, законопроект, ужесточающий административную ответственность за правонарушения, провоцирующие «пробки» на дорогах, Госдума приняла в первом чтении в начале февраля. Наряду с повышенными штрафами в среднем до 1500 рублей за движение на красный сигнал светофора и выезд на перекресток, где образовался затор, депутаты также предложили переложить на плечи автомобилистов оплату принудительной эвакуации автомобиля.
Кроме того, законопроектом предусматривались новые составы правонарушений, среди которых остановка после стоп-линии перед светофором, проезд или стоянка на выделенной для общественного транспорта или на трамвайных путях, а также парковка «далее первого ряда от края проезжей части». В соответствии с проектом, игнорирование этих правил рискует опустошить кошельки водителей в среднем на 800-1500 рублей.
Позднее же стало известно, что в ходе доработки документа ко второму чтению к нему поступили поправки, предусматривающие более высокий размер штрафов за нарушение ПДД для жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Так, например, если за стоянку или остановку в неположенном месте обычных водителей предлагалось наказывать штрафом в 1500 рублей, то москвичей и петербуржцев - до 5000 рублей.
Естественно такие поправки встретили в штыки многочисленные эксперты, которые указали на очевидный «антиконституционный характер» предлагаемых норм. В частности, как заявил «Росбалту» лидер Движения автомобилистов Виктор Похмелкин, подобная дискриминация по месту жительства противоречит не только Конституции, но и здравому смыслу. «Есть принцип равенства перед законом, а нарушение ПДД, в том числе правил стоянки-остановки автомобилей - это деяние, предусмотренное федеральным законодательством, а, значит, и ответственность за его совершение должна быть единая», - подчеркнул эксперт.
Кроме того, вызывает сомнение утверждение авторов поправок о более высоком уровне жизни жителей двух «столиц» по сравнению с обитателями других российских городов, продолжил Похмелкин. «К примеру, в Екатеринбурге ситуация в плане "пробок" не лучше, чем в Москве и Питере, я уж не говорю о том, что в абсолютных цифрах в Москве больше бедных людей, чем в других регионах. И если посмотреть на дороги, то половина проезжающих по ним машин - это старые подержанные иномарки», - сказал эксперт, намекая на невысокий уровень жизни владельцев таких авто.
По мнению депутата Госдумы от «Справедливой России» Михаила Емельянова, любые жесткие санкции были бы оправданны, если бы власти для начала решили проблему парковок. «А то одной рукой они подталкивают к совершению правонарушения, поскольку зачастую водителям просто некуда поставить свой автомобиль, а другой - заставляют за это самое действие платить штраф», - возмутился парламентарий в беседе с «Росбалтом».
Неудивительно, что по неофициальным данным, против принятия законопроекта в таком виде выступило даже правительство. Так что профильный думский комитет по госстроительству, который обсуждал эти поправки на своем заседании еще в конце минувшей недели, вынужден был взять долгую паузу в подготовке окончательной версии документа ко второму чтению. А первый зампред этого комитета Александр Москалец («Единая Россия») назвал появившуюся в СМИ информацию об этих «антиконституционных» поправках, якобы рекомендованных комитетом к принятию, не более чем «кем-то распускаемыми слухами». «Текст законопроекта ко второму чтению еще не готов, это был один из рабочих вариантов, и комитет продолжает работать», - заявил он в интервью «Росбалту», отметив, что разработка окончательного текста может занять еще как минимум пару недель.
В то же время он дал понять, что в комитете вряд ли откажутся от идеи ввести повышенные санкции за нарушение ПДД для Москвы и Петербурга. «Решение принимать в этом направлении надо, и сейчас мы выбираем наиболее приемлемые вариации», - признался депутат. В частности, выражая свою личную точку зрения по этому вопросу, Москалец отметил, что перевод двух «столиц» на особое штрафное положение вполне логичен хотя бы по той причине, что они являются «городами-субъектами РФ». «Они выполняет дополнительные функции, поэтому ставить их в один ряд с другими регионами тоже не всегда целесообразно», - аргументировал свою позицию депутат.
В итоге, по информации «Росбалта», в комитете все больше склоняются к варианту поправок, предусматривающему введение штрафной «вилки» от 1500 до 5000 рублей по месту жительства. На практике это означает, что каждый субъект РФ сможет самостоятельно определять для себя в этих рамках сумму штрафа за нарушение ПДД и без оглядки на Конституцию. Сейчас, как известно, такая схема практикуется в регионах при определении ставки транспортного налога, а также коэффициента ОСАГО, и никто не сможет запретить «единороссам» использовать этот опыт при взимании штрафов с жителей двух российских столиц.
Мария Шувалова
| |