|
Лидер польских «правых» Ярослав Качиньский отказался от депутатского иммунитета и пойдет под суд. Это может позитивно отразиться на польско-российских отношениях, поскольку помешает «Праву и Справедливости» сделать тему гибели Леха Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском главной на предстоящих в октябре парламентских выборах в соседней стране.
Польскому премьеру Дональду Туску, его партии «Гражданская платформа» и их союзникам удалось переломить ход неофициально идущей в Польше с начала года парламентской предвыборной кампании. Последние месяцы тон в ней задавали сторонники Ярослава Качиньского, которым к моменту публикации доклада Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию обстоятельств падения польского президентского самолета Ту-154 удалось сделать это событие центральной темой внутренней политики страны.
Тема эта, естественно, была, с цинично-политической точки зрения, выигрышной для Ярослава Качиньского, который потерял в авиакатастрофе брата и значительную часть старых товарищей по партии «Право и Справедливость». Вину же с легкостью можно было возложить на действующие польские власти и отчасти на Россию. Этим сторонники «ПиС» и занимались - вплоть до обвинений в адрес польских и российских властей в сознательном сговоре (таким заявлением отметился зять погибшего президента, адвокат Мартин Дубенецкий). Мол, россияне Леха Качиньского убили, а польские власти их «покрывают».
В итоге, тема авиакатастрофы и ее расследования постоянно грозила вновь резко обострить едва начавшие выправляться российско-польские отношения. Критическим моментом была именно публикация доклада МАК, поскольку к тому моменту едва ли не 70% поляков были согласны с Ярославом Качиньским в том, что расследование гибели его брата идет не так, как надо, и виновато в этом, в том числе, правительство Дональда Туска. Это давление на правящую партию «Гражданская платформа» было так велико, что сам Туск и его однопартийцы вынуждены были делать резкие заявления в адрес России, чтобы переложить на нее часть ответственности. Что, естественно, не нравилось Кремлю.
Однако в Москве, видимо, понимали, что Дональд Туск делает такие заявления не от хорошей жизни, и ждали успокоения в Польше, не идя на ответное обострение отношений. И теперь, судя по всему, дождались. Началось все с того, что упомянутый выше зять покойного президента Мартин Дубенецкий сам оказался под подозрением. Этот общественный деятель, заявлявший о намерении принять участие в предстоящих в октябре парламентских выборах, как вдруг выяснилось, якобы оказался связан с криминалом. Нашлось множество свидетельств того, что он встречался с криминальными авторитетами, открывал с ними общие фирмы и даже в бытность Леха Качиньского президентом проводил через главу польского государства прошения о помиловании для знакомых «авторитетов».
После этого нынешний союзник правящей партии, лидер «Союза польских семей» Роман Гертых, бывший в период премьерства Ярослава Качиньского министром образования, решил потребовать возбуждения против лидера «ПиС» уголовного дела. Не потому, правда, что тот совершил какое-то жестокое преступление, а потому, что солгал и оклеветал Гертыха. Речь шла о том, что Гертых в свое время, основываясь, по его версии, на словах самого же Качиньского, заявил, что у «Права и Справедливости» есть досье с компроматом на всех польских политиков, в том числе, на нынешнего министра иностранных дел Радослава Сикорского. Ярослав Качиньский обвинил бывшего коллегу по правительству во лжи, и тот решил доказать свою правоту. А для этого, по его словам, необходимо возбудить уголовное дело, поскольку по польскому законодательству только уголовное разбирательство позволит получить документы, например - из архивов спецслужб, о том, собирались ли подобные досье в период пребывания Качиньских у власти.
Ярослав Качиньский нанес ответный удар. Он пошел в супермаркет для бедноты (как он сам его назвал) «Бьедронце» - и вышел оттуда с полной кошелкой продуктов. А затем посчитал, что в период его пребывания на посту премьер-министра точно такая же кошелка обошлась бы покупателю вдвое дешевле. Кстати, как отмечает обозреватель польской Gazeta Wyborcza Мартин Войцеховский, этот прием лидер «ПиС» позаимствовал у российского премьера Владимира Путина, производившего в свое время «контрольные закупки» в супермаркете «Перекресток».
Этот прием не мог не сработать, поскольку в Польше сегодня одна из самых обсуждаемых тем - цена на сахар. Он подорожал в стране втрое, наблюдается его дефицит и некоторые торговые сети даже ограничивают его продажу. И все из-за того, что Польша практически прекратила сама производить сахар и экспортирует этот продукт. Так что неудивительно, что «шоппинг» Ярослава Качиньского имел достаточно большой резонанс. Дональду Туску пришлось лично отвечать на обвинения. При этом он сообщил, что не хуже оппонента ориентируется в ценах на продовольствие, хотя бы потому, что некоторые члены семьи премьера и его знакомые отовариваются в этой же торговой сети.
Но реальным ответом правящей партии стало инициирование в парламенте процесса по отзыву у Ярослава Качиньского иммунитета от судебного преследования. Это позволило бы, наконец, начать расследование по «делу Гертыха» о досье «ПиС» на польских политиков, а заодно хорошенько публично «ошельмовать» лидера «правых». Положение Качиньского оказалось настолько сложным, что он решил опередить своих противников и 28 марта сам написал заявление об отказе от судебного иммунитета.
Так лидеру «правых», конечно, удалось спастись от «публичной порки». Однако, по большому счету, поражение Ярослава Качиньского налицо. Вместо того чтобы с трагическим лицом поминать брата ближайшие пару недель (до годовщины авиакатастрофы 10 апреля), ему придется думать и говорить о судебном процессе. Да и после трагедии не получится сконцентрироваться на результатах проводимого в Польше и России (Следственным комитетом) расследования причин катастрофы. И так будет наверняка продолжаться до самого октября, когда должны пройти парламентские выборы.
Качиньский будет оправдываться, оправдываться и оправдываться. А предвыборная кампания - идти своим чередом. И от этого выиграют не только польские политики из правящей «Гражданской платформы», которым, наконец, удалось сменить повестку дня предвыборной кампании, но и российско-польские отношения. И вовсе не потому, что кто-то в нашем руководстве так уж симпатизирует именно Дональду Туску, - просто чем меньше будут вспоминать в Польше про трагедию годичной давности и искать виновных в России, тем легче будет Москве и Варшаве преодолевать проблемы в двусторонних отношениях, которых и без смоленской авиакатастрофы накопилось более чем достаточно.
Иван Преображенский
| |