|
Количество заявлений в суды об оспаривании правовых актов налоговых органов в Татарстане в 2010 году сократилось в два раза.
Развитие системы досудебного рассмотрения налоговых споров является одним из приоритетных направлений общей государственной политики Татарстана, направленной на снижение числа споров с участием государственных органов в арбитражных судах, количество которых до момента создания подразделений досудебного аудита постоянно возрастало. Об этом информирует пресс-служба УФНС по РТ.
Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров с момента создания подразделений досудебного аудита по настоящее время свидетельствуют о достигнутых положительных результатах реализации соответствующих задач. Все больше заявителей отдают предпочтение досудебной процедуре урегулирования налоговых споров.
На протяжении 2008-2009 годов количество актов, оспоренных налогоплательщиками на стадии рассмотрения материалов проверки путем представления возражений, а также количество жалоб налогоплательщиков на акты ненормативного характера налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц увеличивалось. Лишь в 2010 году наметилась тенденция к прекращению ежегодного прироста числа рассматриваемых в досудебном порядке налоговых споров.
При этом количество заявлений в суды об оспаривании правовых актов налоговых органов в Татарстане сократилось в рассматриваемом периоде в два раза. Существенное снижение количества предъявленных налогоплательщиками исков в суд объясняется в первую очередь, вступившими с 1 января 2009 года положениями Налогового Кодекса РФ. Ими установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган. Кроме того, для налогоплательщиков появилась возможность отсрочить вступление обжалованного решения в силу.
Указанные данные свидетельствуют о существенном смещении нагрузки с судебной системы в сторону досудебного урегулирования споров. Основные вопросы, с которыми обращаются налогоплательщики в вышестоящий налоговый орган, касаются обжалования результатов выездных и камеральных налоговых проверок, отказов физическим лицам в предоставлении имущественных налоговых вычетов, нарушений сроков рассмотрения заявлений на возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов. Заявители также жалуются на действия (бездействия) инспекций, связанных с государственной регистрацией и на решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках.
Половина всех рассматриваемых управлением жалоб налогоплательщиков приходится на юридические лица и является наиболее сложной категорией жалоб об оспаривании результатов проводимых инспекциями контрольных мероприятий. Жалобы физических лиц составляют в среднем от 26 до 31 процента от общего числа жалоб, рассмотренных управлением.
Примечательно, что более четверти рассмотренных жалоб физических лиц были поданы на действия налоговых органов по начислению транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога, треть жалоб физических лиц связана с вопросом предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы.
| |