|
Россияне потеряли любимую актрису нескольких поколений. Российский кинематограф понес невосполнимую утрату.
На 76-м году жизни внезапно скончалась народная артистка СССР Людмила Марковна Гурченко.
И это тот случай, когда о человеке, прожившем 54 года в непрерывных съемках, концертах, писании книг и сочинении песен, можно сказать: она не исчерпала себя до конца. К сожалению, коллеги и критики не оценили ее композиторского дара в фильме «Пестрые сумерки». Это был абсолютно авторский проект, включая сценарий, режиссуру и продюсирование. Но отзывы на ее фильм оказались безжалостными и несправедливыми. Как и ерничанье по поводу шоу «Марковна» на НТВ.
Что тут сказать? Критиковать проще, чем видеть огромный, мужественный и одновременно радостный труд, который демонстрировала актриса в своем возрасте. Поддержка мужа Сергея, верных друзей и почитателей не позволяла ей уйти в депрессию. Помогало и природное жизнелюбие, которое Гурченко унаследовала у любимого папы Марка. Именно ему посвящены лучшие страницы ее книг.
Людмила Гурченко очень любила фильм «Старые стены» Виктора Трегубовича и свою героиню - директрису фабрики Анну Григорьевну. Именно она открыла список героинь, которые стали достоянием не только личной биографии актрисы, но и нескольких поколений зрителей. Нина Николаевна в «Двадцати днях без войны», Тая Соломина в «Сибириаде», Тамара Васильевна в «Пяти вечерах», Маргарита Сергеевна Соловьева в «Любимой женщине механика Гаврилова», Вера Нефедова в «Вокзале для двоих», Раиса Захаровна в картине «Любовь и голуби».
В последний год жизни она ездила по стране с премьерными показами «Пестрых сумерек», и поймала я ее по телефону в Минске. Физическая усталость никак не влияла на оптимизм и энергию актрисы. У нее было столько планов! В том числе и в кино. И слыша ее бодрый голос, я верила, что все они будут осуществлены...
Людмила Гурченко: Мои героини жаждут любви
Одно из своих последних интервью - накануне 75-летия - Людмила Марковна Гурченко дала «Известиям». Мы публикуем фрагменты этой беседы.
известия: Есть ли среди ваших героинь те, что по окончании съемок становились частью вас? И благодаря им вы меняли свои взаимоотношения с миром, с людьми?
Людмила Гурченко: Ближе всего мне Анна Григорьевна из фильма Виктора Трегубовича «Старые стены». Ее внутреннее состояние неловкости, стыдливости... Для каждой своей героини я искала особенные детали. Духи, например. В фильме «Пять вечеров» Тамара Васильевна душилась «Ландышем» или «Белой черемухой». Тая Соломина в «Сибириаде» мне не мыслилась без «Красной Москвы». Миссис Лора Чивли в «Идеальном муже» пахла «Мадам Роша». А вот Нина Николаевна в фильме Германа «Двадцать дней без войны» совсем не душилась. Зато ее шубка была подпоясана таким же ремешком, какой был у моей мамы во время войны. И нижнюю рубашечку для сцены с Лопатиным искали долго и в итоге выбрали настоящую, из блокадного Ленинграда. Но все мои героини всегда оставались женщинами, жаждущими любви.
и: Что вы считаете роскошью?
Гурченко: Встречу с талантливым человеком. В любой сфере. Это возбуждает меня, возвращает к жизни. Черт побери, думаю тогда я, как это прекрасно, что на свете есть подобные взлетающие люди! Надо не останавливаться, надо взлетать. Но государство должно беречь свои таланты, холить их и лелеять, чтобы не уезжали на Запад новые Барышниковы, Кисины или будущие нобелевские лауреаты. Читаю об успехах людей с российскими корнями, и мне от этого больно. Им надо созидать и открывать на родине. Но реальность складывается так, что таланты у нас не востребованы.
| |