|
Анализируя события гонки на Хунгароринге, британский журналист Джеймс Аллен делает акцент на свойствах шин, тактике команд и особенностях работы механиков на пит-лейн...
Джеймс Аллен: «Гран При Венгрии на протяжении многих лет заслужил репутацию довольно скучной гонки. Хотя порой и здесь – преимущественно по тактическим причинам – порой случались довольно интересные вещи. Первое, что приходит в голову – классика 1998 года, когда Росс Браун решил провести для Михаэля Шумахера не два, а три пит-стопа. Немцу пришлось 20 кругов вести свою Ferrari в квалификационном темпе – и он одолел гонщиков McLaren, Мику Хаккинена и Дэвида Кулихарда.
В воскресенье перед Марком Уэббером стояла похожая задача. Вместе с гоночным инженером они приняли решение не останавливаться в боксах, когда на 15-м круге выехала машина безопасности. Главная причина такого шага состояла в том, что на старте Уэббер пропустил Фернандо Алонсо , а потому одновременный пит-стоп не позволял ему опередить испанца – значит, нужно было что-то другое.
Когда автомобиль безопасности покинул пит-лейн, Уэббер отставал от лидера гонки Себастьяна Феттеля на 12 секунд. Если бы он сразу поехал в боксы, то не потерял бы времени, ожидая, пока механики обслужат напарника – так что этот момент едва ли сказался при принятии решения. Но интересно отметить, что после Валенсии, когда Фелипе Масса потерял в похожей ситуации много позиций, ожидание напарника в очереди на пит-лейн считается плохой идеей, если только не идёт дождь.
Любопытно, но в Венгрии Масса вновь отправился на пит-стоп следом за товарищем по команде, причем в тот момент он уступал Фернандо лишь три секунды. Чтобы избежать проблем, Фелипе сбросил скорость и отстал по дороге в боксы еще на четыре секунды. Но и это не помогло, он все равно проиграл позицию Льюису Хэмилтону!
После рестарта на 18-м круге Уэббер знал, что должен создать достаточно большой отрыв от Фернандо Алонсо, чтобы провести пит-стоп и удержаться впереди. Требовалось уехать от испанца примерно на 20 секунд. Даже если у Марка было преимущество в секунду на круге, его сверхмягкие шины должны были продержаться до 38 круга и позволять при этом показывать нужную скорость. При этом нужно помнить, что резина к тому моменту уже выдержала немалые нагрузки, ведь она стояла на машине с начала дистанции, когда баки были заправлены под завязку.
Потому решение Уэббера и команды попробовать такую стратегию кажется весьма смелым. Но она сработала.
Если изучить статистику гонки, то видно, как развивались события. К 37-му кругу отрыв составлял 19 секунд, к 40-му вырос до 22, но в этот момент шины начали сдавать, и два следующих круга Марк прошел уже не за 1.23, а за 1.24. Еще немного – и его преимущество начало бы сокращаться – потому гонщик провел пит-стоп и сохранил позицию впереди Алонсо.
Первый отрезок гонки в исполнении Уэббера показывает, насколько выносливы сверхмягкие шины, и как много времени нужно, чтобы их свойства стали ухудшаться. Тонио Лиуцци проехал после пит-стопа 55 кругов. Так как стартовал он на жестких шинах, то потом должен был использовать мягкие. С самого начала уик-энда было ясно, что SuperSoft позволяет развивать более высокую скорость, вопрос был в том, удастся ли преодолеть на этом составе больше половины дистанции.
При этом любопытно, что Баррикелло стартовал с 12-й позиции на жестких шинах, а Кобаяши с 23-й – на мягких. В первом случае возможны две различные тактики: или пройти короткий первый отрезок, чтобы потом провести большую часть гонки на более быстрой резине – так поступил Лиуцци. Но этот вариант хорош, только если ты можешь обгонять – в Венгрии с этим проблемы.
Вторая тактика – проехать на жестких шинах со старте как можно дольше. Но этот вариант в нынешнем сезоне еще никому не сыграл на руку, кроме Кобаяши в Валенсии, где машина безопасности избавила японца от большей части соперников, шедших впереди него.
Баррикелло тоже повезло с автомобилем безопасности, который позволил ему подняться на шестое место. Гонщик оставался на трассе до 55-го круга, после чего стал участником поединка с Михаэлем Шумахером за 10-е место. При этом Михаэль стартовал 14-м на мягких шинах, так что его стратегия, похоже, оказалась более успешной.
Также стоит помнить, что Баррикелло и те пилоты, чьи автомобили располагались рядом с ним на стартовой решетке, выиграли по три позиции после сходов Росберга, Хэмилтона и Кубицы. Так что если бы Рубенс стартовал на мягкой резине и действовал так же, как и остальные, он бы финишировал минимум девятым. Правда, тогда бы мы не увидели эту невероятную схватку с Шумахером, в которой бразилец взял верх...
Напротив, Кобаяши, стартовав только 23-м, отлично прошел первый круг и завершил его на 14-м месте. Затем он отправился на пит-стоп на круг позже основной массы пилотов, чтобы не терять время позади де ла Росы – на трассе между пилотами BMW-Sauber было шесть секунд. Камуи обошел Шумахера во время рестарта и оказался в той группе, которая поднялась на одну позицию после пит-стопа Баррикелло. В итоге японец занял девятое место – то самое, на котором мог оказаться Рубенс.
Автором еще одного важного решения, принятого в этот день, стал механик Renault, отдавший Роберту Кубице команду трогаться с места, когда мимо ехал Адриан Сутил. Команду наказали за этот поступок, причем на этом решении явно сказался штраф, наложенный на Mercedes – там Нико Росберга выпустили с пит-стопа, хотя одно их колес не было привинчено. Но в этом случае едва ли кто-то обвинит в произошедшем главного механика.
В обычной ситуации, когда приходит время давать пилоту команду трогаться с места, и есть какие-то сомнения – этого не делают. Это наиболее безопасный подход. Но в данном случае решено было выпустить машину и смотреть, что будет дальше – и это настораживает. Ведь в ситуации, когда решение принимается за доли секунды, нужно перестраивать свое мышление так, чтобы не первом плане стояла безопасность.
Пит-стопы Renault в этом году одни из самых быстрых, наравне с Red Bull. Mercedes же вообще считается в этом отношениилучшей командой, во многом благодаря хитроумному переднему домкрату, который поворачивается, когда машина опускается вниз, давая пилоту возможность мгновенно начать движение».
| |