|
В ближайшее время будут приняты десять первоочередных мер по улучшению инвестиционного климата в России. Накануне их назвал Дмитрий Медведев. В четверг расширенный план действий представил помощник президента Аркадий Дворкович. На эту тему в эфире «Вестей ФМ» рассуждал гендиректор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев.
«Вести ФМ»: Вчера Аркадий Дворкович высказывался довольно категорично, назвал несколько человек, а сегодня он уже говорит, что, например, первый вице-премьер Виктор Зубков, поскольку не является профильным чиновником, в принципе может остаться во главе совета директоров «Газпрома». Прокомментируйте это.
Танаев: Ну, вообще решение главы государства о том, что из советов директоров профильных компаний надо выводить руководителей министерств и ведомств для того, чтобы создавать более конкурентную среду, оно, с одной стороны, правильное. Но надо понимать, что, в общем, это скорее демонстрация вектора государственной политики, чем те решения, которые приведут к действительно серьезным и существенным изменениям. Потому что все равно, если компания является государственной, то кто бы ни был членом совета директоров, будь то министр, чиновник или так называемый независимый директор, если он находится в совете директоров от имени государства, то он голосует, согласно директивам, которые ему дает Росимущество. И здесь нет совершенно никаких вопросов. И эта практика как была, так и остается.
«Вести ФМ»: Чем это поможет в контексте оздоровления экономики?
Танаев: Это, еще раз повторяю, демонстрация определенного вектора, что государство объявляет, что оно намерено двигаться в сторону того, чтобы, скажем так, выходить из экономики. В последние годы государства в экономике стало слишком много. Надо с чего-то начинать. Вот президент и объявил о таких решениях. Конечно, если говорить серьезно, то речь должна идти о приватизации.
«Вести ФМ»: Вот когда представители правительства попадают в компании, радует ли это совет директоров? Возможно, они надеются на их помощь?
Танаев: Вы не забывайте, что совет директоров - это не орган оперативного управления компании. Компанией управляют менеджеры. И, собственно говоря, все решения, которые принимаются - текущие, тактические и так далее, они именно менеджментом осуществляются. И совет директоров зачастую об этом ничего не знает. Мне кажется, гораздо более важным было вчера решение президента о том, чтобы обеспечить доступ акционеров государственных компаний к информации, обеспечить большую информационную открытость государственных компаний. Вот это является очень существенным, потому что сегодня зачастую госкомпании являются такой «вещью в себе». И то, каким образом, почему и как там они тратят деньги, то, какие решения они принимают, как они мотивируются и так далее, является тайной не только для общества, но и в том числе для акционеров.
| |